Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Грабли сансары"

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак – авторы из Беларуси, пишущие по-русски. За годы совместного творчества они успели получить немало литературных наград. Большинство их книг адресовано подросткам, в тоже время эти произведения часто выходят за рамки жанра янг-эдалт. В первую очередь это связано с трудными, а порой даже страшными темами, затрагиваемыми авторами. 
"Грабли сансары" выходят на русском языке в издательстве "Время". В отличие от предыдущих книг, написанных Жвалевским и Пастернак, в основном, для подростков, новая книга нашего успешного дуэта, скорее всего, укладывается в рамки 16+. Почему? Потому что речь в ней идет о подростковой беременности. Сквозь всё повествование красной нитью проходит мысль, что раннее родительство никогда не остается без послед безысходности, вторая, наоборот, добавляет оптимизма. Полярность повести позволяет с разных сторон посмотреть на проблему. 

О книге

Ранняя беременность может проходить идеально, но без последствий не остается никогда. Кто-то благодаря этой ошибке молодости стремительно взрослеет, кто-то навсегда застывает в детстве. Эта повесть состоит из двух частей. Они очень отличаются по настроению. И если после первой части ("Сорок с половиной недель") вы почувствуете грусть и безысходность, не отчаивайтесь: вторая часть добавит вам оптимизма.   

Тест-читатели по-разному оценивали этот роман, но фразу "не мог оторваться" повторяли почти все. Процитируем один отклик, очень важный для авторов: "Не могу написать сухую рецензию. Слишком много личного. Никудышный я тест-читатель на этот раз... Но вам огромное спасибо. Вместе обе части получились такими глубокими и близкими. Я учусь выходить из круга сансары. Спасибо".   

Зачем читать: Потому что при всей сложности основной темы повести, она воспринимается очень органично. Динамичный сюжет, живые, интересные герои и жизненные ситуации - повесть читается на одном дыхании!

Об авторах

Авторы о себе:

— Привет! Мы — Андрей Жвалевский

— …и Евгения Пастернак!

— Мы белорусские писатели, но пишем по-русски.

Жвалевский Андрей и Пастернак Евгения— Живем в Минске…

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак — одни из самых известных современных авторов, пишущих по-русски для детей и подростков. За 13 лет совместного творчества они стали лауреатами и финалистами множества литературных премий: «Алиса», «Алые паруса», «Заветная мечта», «Книгуру», имени Владислава Крапивина, имени Сергея Михалкова, «Ясная Поляна», «Размышления о Маленьком Принце» и др. Очень часто книги Жвалевского и Пастернак выбирают сами читатели при различных читательских голосованиях: «Книга года» Московской библиотеки им. Гайдара, «Нравится детям» Ленинградской и Белгородской областей, «Старт Ап», «Книга года: выбирают дети» и т.д.

«Отказ от выбора — тоже выбор». Жвалевский и Пастернак о новой дилогии «Грабли сансары»

Осенью произошло невероятное: под одной обложкой и общим названием «Грабли сансары» вышли две повести соавторов, мало того что связанные общими героями — вторая еще и является продолжением первой. Как так получилось, зачем понадобилась вторая повесть и чего нам от ждать от новой книги, спросил у Андрея и Жени Дмитрий Гасин.

Дмитрий Гасин «Грабли сансары» — случай, нетипичный для вашего творчества. Уговаривали, уговаривали вас написать продолжение книги «Время всегда хорошее» — да так и не уговорили! Объяснитесь, пожалуйста: почему две повести на схожую тему у вас выходят дилогией?

Евгения Пастернак На самом деле, мы не знаем. Мы такого не планировали.

Начать надо с того, что повесть вообще получилась очень капризной. Я имею в виду «Сорок с половиной недель» — теперь это первая часть «Граблей сансары». Мы задумывали ее как историю о 16-летней девочке, которая беременеет, — и героиня поначалу получалась у нас такой, в общем-то, глупенькой, однако мы надеялись, что беременность заставит ее повзрослеть. Но мы писали-писали — и где-то в середине книги поняли: характер у нашей героини таков, что ничуть она не взрослеет.

Андрей Жвалевский Это было бы просто неправдой, если бы она по щелчку что-то поняла.

Ранняя беременность может проходить идеально, но без последствий не остается никогда. Кто-то благодаря этой ошибке молодости стремительно взрослеет, кто-то навсегда застывает в детстве. Новая повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак состоит из двух частей. Они очень отличаются по настроению. И если после первой части («Сорок с половиной недель») вы почувствуете грусть и безысходность, не отчаивайтесь: вторая часть добавит вам оптимизма.

ЕП У нее все время есть попытки что-то понять — она вдруг начинает что-то чувствовать, над чем-то задумываться, — но внешние обстоятельства таковы, что повзрослеть ей просто не дают. В середине книги у нас вдруг придумался финал — довольно грустный и жестокий, не такой, как у нас обычно.

АЖ Да, что у нас действительно нетипично получилось в этот раз — это финал первой части. Когда-то она была единственной — но, когда мы ее дописали, выяснилось, что для книги она коротковата и все равно нужно что-то добавлять. Изначально мы не задумывали никаких продолжений — хотели просто написать еще одну повесть «в рифму» к первой.

ЕП Очень интересно вышло с темой книги. Вроде бы хотели написать о подростковой беременности — и только к концу первой части поняли, о чем она для нас на самом деле. Это книга о нелюбви — если бы Звягинцев не снял свой фильм, мы бы, наверно, так повесть и назвали. Мы всегда сами о себе говорили: «Жвалевский и Пастернак все время пишут про любовь». У нас всегда хоть где-нибудь какая-нибудь любовь есть — даже в «Охоте на василиска» и «Пока я на краю»: книжки, казалось бы, такие безнадежные, а все равно любовь вытягивает героев. Тут же получилась такая история, в которой все на первый взгляд есть: семьи есть, секс есть, дети есть, беременность есть — а любви нет...

АЖ Причем беременность беспроблемная, никакого токсикоза и прочих ужасов — здесь проблемы совсем из другой плоскости.

ДГ Да что вы говорите? Все эти страшные слова входят в список запрещенных в детской библиотеке, в школе... То есть все вроде все знают, но кто же о таком книжки пишет?

ЕП Ой, мы уже много чего наслушались об этой книге. Вообще тест-читатели изумляют — ты никогда не знаешь, что им понравится и что вызовет негодование. [Дальше идет небольшой и не очень значимый спойлер — но если вы его опасаетесь, лучше не читайте этот абзац]. Например, у нашего 17-летнего героя есть взрослая любовница, этой женщине 35 лет. Когда мы отправляли книгу тест-читателям, мы думали, что нас сейчас за педофилию просто убьют, будут кричать, что так нельзя, растление... А все читатели вдруг прониклись к этой Владе такой любовью — и все говорят: «Какая она молодец! Какая мудрая женщина! Как правильно поступает!». Я просто развожу руками. Нет, она, конечно, хорошая — и когда мы о ней писали, мы ничего плохого не имели в виду, но то, что общественное мнение оказалось полностью на ее стороне, для меня абсолютная неожиданность.

[Конец спойлера]

АЖ Там, конечно, как всегда, огромный разброс — мы периодически задавались вопросом: «А точно об этой повести пишет рецензент?»

ДГ «Тот ли текст они читали?»

ЕП Именно! Один ли файл я рассылала всем этим людям?

АЖ Такое чувство, что файлы были совершенно разные файлы — потому что одни и те же герои у кого-то вызывали сочувствие, кто-то их ненавидел, а кто-то говорит: «Ну, они просто обычные».

ЕП Большинство читателей ругали родителей Аси — мол, какие они дураки, как ей не повезло с родителями. И тут приходит отзыв: «Боже, какие у нее классные понимающие родители! Как девочке повезло!».

ДГ Эффект на самом деле ожидаемый: вы берете тему, по поводу которой в обществе нет единства мнений, поскольку царит страх. Никто на эту тему вслух и не размышляет — чтобы не навлечь беду. Как родитель, я этот страх прекрасно понимаю — но пока не посмотришь ему в глаза, сделать ничего не удастся.

ЕП Наша героиня беременеет по химически чистой глупости — ничего больше, кроме глупости, там нет.

АЖ При этом она беременеет в 16 лет — еще сто лет назад это было абсолютной нормой, выйти замуж и родить в таком возрасте. А сейчас это не норма — и повесть отчасти посвящена тому, почему не норма. Со здоровьем у нашей героини все в порядке, с поддержкой тоже все в порядке — но у себя в голове она не готова к материнству и просто не понимает, что происходит.

ЕП Вокруг нее ходят очень понимающие взрослые, все ее уговаривают: «Асенька, ты должна принять решение». При этом никто не давит на нее, не тянет ни в одну, ни с другую сторону — ей просто нужно принять решение, оставлять ребенка или нет. А Асенька сидит, сложив лапки, и решать ничего не хочет.

АЖ И чтобы не пересказывать совсем уж всю повесть, давайте перейдем ко второй.

ДГ Да, это самый интересный вопрос — что же дальше? Есть ли жизнь после?

АЖ А дальше засада, потому что вторая повесть — не для подростков.

ЕП Некоторые считают, что и первая не для подростков, хотя формально герои «Сорока в половиной недель» — вполне тинейджеры: ей шестнадцать, ему семнадцать...

У нас, как уже понятно, есть два героя: мальчик и девочка, Ася и Гриша. В центре первой повести — Ася, девочка, которая беременеет, ее беременность тянется через всю повесть. Отца ее ребенка к концу повести рядом с ней нет, он пропадает из повествования. В эпилоге мы чуть-чуть написали о том, что будет дальше с героями — а о Грише не написали ничего. И 80% тест-читателей спрашивали: «А что с Гришей? А Гриша-то где?». Хотя казалось бы — ну слился мальчик и слился, уехал и уехал...

АЖ Он вообще играл далеко не первую скрипку во всей этой истории — но потом из вопроса «А где же Гриша?» родилась вторая повесть. Она о Грише — но это уже немножко не тот Гриша, с которым мы расстались в первой части, потому что прошло пять лет. Он закончил вуз, начал работать — и с ним стали происходить всякие события, о которых мы уж точно ничего не будем рассказывать, чтобы не спойлерить.

Уточним только одно: почему «Грабли сансары». Есть такое понятие «колесо сансары» — это когда ты проходишь через одну и ту же ситуацию несколько раз, и пока ты не сделаешь правильный выбор, это будет случаться с тобой снова и снова.

ЕП А одна наша тест-читательница, которой мы отправили вторую повесть, написала: «Слушайте, у вас не колесо сансары, у вас грабли какие-то». И мы сказали: «О, отличное название!».

Жвалевский и Пастернак на встрече с читателями, выставка Non/fictio№

ДГ А еще это прекрасное название, которое не отпугнет родителей, потому что большинство мам, прочитав заголовок «Сорок с половиной недель», подумает: «Нет, ну что вы, моей дочке это читать не нужно». А «Грабли сансары» — красиво и непонятно.

ЕП Ну у нас и истории закольцевались очень красиво, поскольку обе они об этом: о том, что человек ходит по кругу, и ты будешь совершать те же ошибки, пока не захочешь из круга вырваться.

АЖ И в первой повести у Аси постоянно появляется возможность вырваться из этого круга, но она ей так ни разу и не воспользовалась: всякий раз, попадая на развилку, она сворачивает не туда. Во второй повести мы поставили в похожую ситуацию Гришу — но как он себя в ней повел, мы не расскажем, это уже совсем спойлеры.

ЕП Я скажу только одно — то, что для меня очень важно. Когда мы поняли, что первая история получается о нелюбви, очень захотелось написать парную как раз о любви. «Сорок с половиной недель» — это история о том, как абсолютно хорошая, благополучная жизнь при отсутствии любви превращается в ад. А история Гриши — о том, что если жизнь вокруг ад, то любовь может вытянуть из этого ада.

АЖ Более того, она может родиться в этом аду. Чем хуже вокруг, тем ярче герои понимают, что у них творится внутри, и это помогает им жить.

ЕП Главное, что даже из тяжелейшей жизненной ситуации, если люди друг друга любят, они всегда найдут какой-то выход. В первой повести герои все время грызутся — вместо того, чтобы сесть и подумать вместе, они растаскивают реальность по углам.

АЖ И бесконечно друг на друга валят: а что я, а почему я? Все, кроме, может быть, одного героя, бесконечно уходят от ответственности. Во второй истории все сложнее — но, как нам кажется, и оптимистичнее.

ДГ Обычно в книгах для подростков герои в конце концов поступают «правильно». Вы же даете своим героям свернуть «не туда» — но всегда есть указатель, а куда свернуть следовало.

ЕП По крайней мере, мы показываем, что будет, если сделать каким-то определенным образом. Сделаешь так — будет так. Хочешь так? Пожалуйста — твой выбор!

АЖ Почему Асин выбор, который она делает раз за разом, неправильный? Потому что она отказывается от выбора. Отказ от выбора — тоже выбор. Вот это как раз хотелось вбить в голову: если думаете: «Ай, я умываю руки, я ничего не решаю» — это тоже решение. И оно очень сильно влияет на твою жизнь.  

Дмитрий Гасин, книжный обозреватель

Источник: https://www.labirint.ru/

"Подростки всё знают про секс. Пора поговорить об отношениях". Авторы книги "Грабли Сансары" рассказали, почему первый секс пришел к их героям раньше первой любви

Новая книга авторов “Грабли Сансара” состоит из двух частей – “40,5 недель” и “Колесо Сансары”. В начале сюжета герои книги – школьники, которых связал почти случайный первый секс. Для Hrodna.life авторы рассказали, почему выбрали такую тему и как дорабатывали сюжет с помощью читателей.

"Когда родители подростков считают, что детям рано знать о беременности, я улыбаюсь"

Название первой части книги "40,5 недель" будет для подростков понятным, считает Евгения Пастернак. "Мы просим тестовых читателей, чтобы они говорили нам о неточностях в тексте. Несколько девочек 14-15 лет написали, что у нас очень весело описаны ощущения после первого секса. Мол, так быстро не встанешь и домой не пойдешь. Так что, если родители 14-15 летних девушек считают, что им еще рано читать о беременности, я сдержанно улыбаюсь".

А более загадочное название второй части книги – "Колесо Сансары", авторы объясняют непосредственно в тексте.

“Подростки всё знают про секс. Пора поговорить об отношениях”. Авторы книги "Грабли Сансары" рассказали, почему первый секс пришел к их героям раньше первой любви

В других книгах авторы писали о первой любви в подростковом возрасте. Вокруг нее строился сюжет повести "52 февраля". В новой повести события разворачиваются вокруг первой близости школьников-подростков. Однако авторы считают, что повесть совсем не о сексе.

"Это когда подростков потролить хочется, мы говорим, что это про первый секс. Нет там секса. Есть одна неудачная попытка, где двое подростков, науськаных друзьями, пытаются им заняться, и чуть не сгорают оба от стыда и смущения. И потом два года смотреть друг другу в глаза не могут", – объясняет Евгения Пастернак.

Да и рассказывать подросткам о сексе – дело неблагодарное. "Подростки теперь все знают. Я думаю, гораздо больше взрослых".

По мнению авторов, сейчас важно говорить о том, что секс – это часть отношений. И что отношения – первичны.

"Очень важно о чувствах говорить. Это любовь или не любовь? Или влюбленность? Или влечение? Или просто хочется стать взрослым? Все ли члены «уже», а ты еще как сопляк?

Важно говорить об ответственности. Что от секса бывают дети, они себе представляют, но, к сожалению, плохо себе представляют, как сделать так, чтобы их не было.

Также стоит обратить их внимание, что обсуждать “что будем делать, если … нужно до секса. Это, как минимум, убережет от разочарований и сразу расставит все точки над i".

...

"Подросток ведет себя как подросток. Это неприятно, но нормально"

Читая "Грабли Сансары" приходит мысль, что книжка написана скорее для родителей подростков, чем для самих школьников. Иногда взрослым героям книги недостает взрослого поведения. Авторы с этим согласны:

"То, что все больше инфантильных взрослых – это проблема. Если подросток ведет себя как подросток, это неприятно, но нормально. А вот если как подросток себя ведет сорокалетний человек, это беда".

Что касается читателей, то их Евгения и Андрей по возрастному признаку не делят.

"Мы рассказываем историю, а читатели сами разберутся, кому ее читать. Кому скучно, тот отложит". История же о том, что любовь не появляется автоматически с возрастом и о том, что бывает, если её нет.

“Подростки всё знают про секс. Пора поговорить об отношениях”. Авторы книги "Грабли Сансары" рассказали, почему первый секс пришел к их героям раньше первой любви

"В "40, 5 неделях" есть много разных отношений, а вот любви – нет. Родители Аси друг друга не любят. И родители Гриши. И подросткам просто неоткуда взять модель отношений. Они не могут выпрыгнуть за рамки того, что сами видят.

Продолжение повести, «Колесо Сансары» – уже о том, что меняется в жизни, когда приходит любовь. Она может вытащить людей из самых сложных ситуаций".

"Все придумано от начала и до конца"

Сюжет новой книги авторы создали сами. Никаких реальных пропотипов у героев "Граблей Сансары" нет: "Все придумано от начала и до конца. Но нам читатели рассказывают такие истории, что мы понимаем – мы очень добрые. В реальном мире все намного жестче."

Новые произведения Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак сначала выкладывают в своей группе в одной из социальных сетей. Все желающие могут стать тестовыми читателями и познакомиться с произведениями. Таких добровольцев обычно набирается несколько сотен. Примерно треть из них – подростки.

"Бесплатно выкладывать книги не жалко. Мы читателям еще и приплачивать должны. Они очень помогают, задают вопросы в тот момент, когда все еще можно исправить", – объясняет Евгения. – А продажам это даже способствует. Книга еще не вышла, а в сети ее уже вовсю обсуждают".

Сами авторы считают, что книга уже состоялась. "Мы получили несколько десятков отзывов от тест-читателей. Их зацепило. Они спорят с нами. Они злятся и плачут, рассказывают истории из собственной жизни. А мы – дорабатываем текст".

Источник: https://hrodna.life/

Отзыв

Люблю творчество этих авторов. Пока ни одна их книга не разочаровала. Всегда в основе лежит какая-нибудь злободневная для современных подростков и их родителей тема и вокруг нее уже строится сюжет. В данном случае - подростковая беременность. И нет, не случайно и не в случае насилия. Все было как бы осознанно спланировано. 

Книга состоит из двух частей, отличающихся по настроению. Первая полна грусти и безысходности, вторая, наоборот, добавляет оптимизма. Полярность повести позволяет с разных сторон посмотреть на проблему. 

Рекомендованный возраст аудитории: 16+. "Грабли сансары" очень поучительная повесть про раннюю беременность, про проблемы подростков, любовь, чувства, взаимоотношения с родителями. Но юные читатели должны знать, к чему приводят ошибки юности, и, главное, что можно сделать "работу над ошибками". Поэтому эту книгу можно и нужно читать старшеклассникам. 

Но, конечно, книга будет интересна и взрослой аудитории. У каждого из нас есть поступки, которые мы, не исправляя, совершаем вновь и вновь, наступая на грабли судьбы, и этот круг никогда не прервется, пока мы не сделаем правильный поступок.

Читайте и получайте удовольствие!

Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/672790/
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/672790/
И я бы не сказала, что вторая для взрослых - она о взрослых вещах, но думаю, будет понятна той аудитории, на которую дилогия рассчитана в первую очередь - старшеклассников. 
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/672790/


Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/672790/

vremya-logo-h500.png



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования