Приближаются новогодние праздники. Уже во многих городах выпал снег и пришло зимнее настроение. В такое время особенно хочется читать зимние книги, наполненные теплом и волшебством…
О книге
Эта книга Бернда Бруннера состоит из увлекательнейших рассказов о том, как появился обычай ставить на Рождество и Новый год елку — в разное время и в разных странах. Если бы кто-нибудь из читателей увидел самую первую рождественскую елку, он был бы глубоко разочарован, так она не походила на нынешнюю нарядную красавицу, украшенную яркими игрушками, мигающими огоньками, сверкающими звездами и вдобавок необыкновенно приятно пахнущую лесом, зимой — и сказкой. А сколько радости она доставляет детям! C каким замиранием сердца они ждут сочельника, Нового года! И елка никогда не разочаровывает их — лесная гостья, которая делает наш праздник красивым и радостным.
Книга адресована самому широкому кругу читателей: детей порадуют короткие главы и обилие занятных фактов, а взрослым понравится знакомство с малоизвестными страницами истории европейской повседневности, в общем, у тех и других будет возможность узнать (как бы банально это ни звучало) много нового, а также рассмотреть подборку старинных иллюстраций и современных фотографий.
«История рождественской елки» — это еще и небольшая энциклопедия мира вещей и модных тенденций, связанных с рождественским деревом. Одну главу Бруннер посвящает описанию разновидностей хвойных деревьев, украшавших праздник, другую — эволюции елочных игрушек, при этом елочным шарам и украшениям для верхушки тоже отведено по отдельной главе. Даже подставки под елку он не ленится рассмотреть в особом разделе, ведь одно дело те подставки, которые использовали в 1860-е гг., а совсем другое — замысловатая механическая подставка 1893 г. с часами. Ну и какой нынешний европеец не сделает реверанс в сторону экологии? Конечно, Бруннер расскажет о самых разных старинных и современных способах утилизации елки!
Об авторе
Бернд Бруннер (р. 1964) – немецкий писатель, автор популярных книг и эссе на стыке истории, искусства и науки.
Его предыдущая книга «Искусство лежать. Руководство по горизонтальному образу жизни» вышла в «Тексте» в 2016 г.
Среди наиболее известных его книг - так называемые «краткие истории»: «Луна», «Новогодняя елка», «Медведи», «Океан у вас дома - история аквариума».
Развороты страниц
https://www.labirint.ru
Дерево добра и надежды
Очень скоро во многих домах и на улицах по всему миру будут установлены нарядно украшенные елки. Что же за новогодний праздник без лесной красавицы? Она создает атмосферу волшебства, ожидания чуда, вселяет надежду на удачу и счастье в новом году. Многие в наши дни не задумываются, как появилась традиция ставить на зимние праздники елку. Кажется, этот обычай существовал всегда.
Но у всего есть истоки. О возникновении «елочных» традиций рассказал в своей книге немецкий журналист и писатель Бернд Бруннер. Из его работы «читатель узнает много нового и неожиданного о праздничном дереве, знакомом каждому с детства», – говорится в предисловии к русскому изданию, вышедшему в свет в канун 2017 года. Лучшего новогоднего подарка книголюбу, кажется, и придумать трудно.
Исторические источники не дают точного ответа на вопрос, когда и где появилось первое рождественское дерево. Разные города оспаривают право называться «родиной» елки. В числе соискателей фигурируют и немецкий Фрайбург, и прибалтийская Рига. Первое достоверное документальное свидетельство о рождественской ели датировано 1539 годом. Именно тогда праздничный символ был установлен в Страсбургском соборе. «А одна из бременских цеховых хроник за 1570 год содержит упоминание о “дереве”, украшенном яблоками, орехами, кренделями и бумажными цветами, которое установили на Рождество в здании цеха и которое дети “обтрясали”, как дерево на осеннем празднике урожая», – сообщает Бруннер.
В конце того же XVI столетия вырубка елей стала угрожать германским лесам, и власти ряда городов приняли на этот счет ограничительные законы. К борьбе с браконьерами подключилась и церковь – крупный владелец лесных угодий. (Священники в то время осуждали обычай ставить ель, считая его языческим пережитком.) Впрочем, и до сегодняшнего дня проблема незаконной вырубки новогодних деревьев не решена окончательно, несмотря на все усилия полиции и экологов.
Исторические «корни» рождественской елки уходят далеко вглубь веков. Ритуалы, связанные с почитанием дерева, встречаются во многих древних культурах. В средневековом исландском эпосе описан мировой ясень Иггдрасиль, древние шведы почитали божественный тис. Известно о свадебном дереве славян и «светящихся деревьях» в Персии… Но для стран христианского мира наиболее очевидна параллель между рождественской елкой и райским деревом (в церковных спектаклях его украшали фруктами и конфетами – так и появилась традиция вешать лакомства на елку). Изначально яблоко символизировало грехопадение, позже – спасение. Постепенно ель отделилась от сугубо церковного контекста, став атрибутом светских празднеств.
Уже в XVII–ХVIII веках, отмечает Бруннер, елки вошли в моду у состоятельных европейцев. Одно время рождественскую ель даже подвешивали к потолку и устанавливали вверх ногами. В немецких семьях был разработан до мелочей ритуал встречи детей с рождественской елкой. Эти традиции нашли отражение в сказке Гофмана «Щелкунчик», позже – в романе Томаса Манна «Будденброки». Крестьянские традиции встречи Рождества в старой Германии запечатлены в сказках, собранных братьями Гримм.
В ту пору не только ель становилась рождественским деревом. По словам Бруннера, для праздничного действа немцы, швейцарцы и австрийцы использовали сосну, пихту, самшит и остролист. А в 1817 году, ровно 200 лет назад, впервые хвойное дерево начали ставить и в петербургских домах. Поначалу это были императорские покои, особняки аристократов. Уже к середине XIX века обычай распространился по всей Российской империи.
Традиция эволюционировала и завоевывала все новые страны и континенты. В XVIII веке появились деревянные рождественские пирамидки – своего рода заменители елки для тех, у кого не хватало денег, чтобы купить настоящее вечнозеленое дерево. Съедобные украшения постепенно вытеснялись елочными игрушками – сначала самодельными, потом фабричного производства. На верхушку елки стали устанавливать Вифлеемскую звезду. К веткам прикрепляли горящие свечи (увы, они нередко становились причиной пожара). В годы франко-прусской войны, на волне патриотизма, елки в Германии стали обряжать в национальные цвета.
Во второй половине ХХ века, пишет Бруннер, в ФРГ и других странах западного мира «елка оказалась втянутой в растущий бум потребления». Добрые волшебные традиции превратились в доходную отрасль бизнеса. Коммерсанты и дизайнеры изощряются, создавая рождественские деревья немыслимых форм из самых неожиданных материалов, порой с использованием высоких технологий. Но по-прежнему в почете натуральные елки с запахом смолы и хвои, рукодельные игрушки и подарки. Рождественская елка остается всемирным символом чуда и красоты, пробуждая светлые воспоминания и даря надежду на успехи в наступающем году.
Автор рецензии Андрей Мирошкин, http://chitaem-vmeste.ru