Виктория Ивченко о книге «Творец Заклинаний» Себастьяна де Кастелл
Однажды, в месте, где магия струится, как источник чистой силы, зародился мир. Тёмный и могущественный мир, в котором отныне не было места ни жалости, ни семейным узам, ни даже любви. Лишь магия могла отметить достойных, даровать власть или лишить всего. Этот мир был на грани величия, но словно уроборос пожирал сам себя. А ещё это мир, в котором автор сильно переборщил со всем на свете, но обо всё по порядку.
О книге
Эта книга так противоречива, что при всей моей любви к фэнтези и обилию плохих и хороших книг прочитанных в этом жанре, я не могу её отнести ни к тем, ни к другим. «Творец заклинаний» балансирует где–то на грани, опасно кренясь в пропасть, как канатоходец новичок, который надеется, что зал зачарует его сложный наряд, и публика не заметит падения. Но если это и так, то фокус не удался, а теперь, моя очередь показывать трюки и начнём мы со знаменитого отделения зёрен от плевел и книжной ереси от хорошей идеи.
Внешний вид
Начнём с внешнего вида книги, ибо это один из самых ярких примеров фразы: «не судите по обложке».
Скажу честно – я купилась. Картинка настолько попала в мои предпочтения, где царят карты, магия, мрачные звери и рыжие девы с таинственным взглядом, что сопротивляться не имело никакого смысла. Обложка оформлена великолепно, она бросается в глаза, сочетается с описанием и создаёт некую иллюзию, будто художник даёт нам прозрачную подсказку к сюжету. Но, увы, просто художник знал своё дело и был слишком хорош.
Основная проблема обложки, разумеется, не в том, что она слишком красивая, просто она обманывает читателя. Потому что это книга не о диковинных трюках и хитром колдовстве на крупицах магии, как заявлено, это просто ещё одна история о юноше–неудачнике, которому предстоит сложный путь. Плохо ли это? Нет, потому что персонаж главного героя на удивление неплох. Стоило ли, в таком случае, так стараться выдать историю за то, чем она не является? Тоже нет, потому что это породило лишь обманутые ожидания.
Кстати для ценителей – бумага в книге плохая, очень тонкая и хрупкая, видимо все деньги издательства ушли на эту самою обложку…
Персонажи и история
А теперь, самое время вернуться к истории и персонажам. Мы имеем дело с жестоким миром, где маги возвысили себя до гнетущего господства, а обычные люди были вынуждены подчиниться и стать им прислугой или же уйти в изгнание. То же ждёт и нашего главного героя Келлена, если он не пройдёт до своего 16–летия 4 магических испытания. Что довольно трудно, учитывая то, что никакой магией Кел не обладает. Стоит упомянуть и то, что родом Келлен из богатой и могущественной семьи, а его собственный отец один из самых сильнейших и влиятельных людей города. Но и это никак не влияет на судьбу юноши, ибо законы столь безжалостны, что если в Келлене так и не пробудится магия, чтобы преодолеть испытания, он будет изгнан из семьи и станет, лишь прислугой для них, или для другого благородного дома, как и все «немаги» до него. Мотивация сильная, не так ли?!
Эта сквозная идея и взаимодействие героя с проблемой — самая лучшая часть книги. Так как это действительно очень жестокие и безвыходные условия для молодого юноши, почти ребёнка, любимого и любящего свою семью. Но закон непреложен и Кел знает, что, несмотря на всю любовь, его отец не присягнёт правилам.
То, как постепенно на главного героя накатывает страшное осознание своей участи, впечатляет. Если сначала нам показывают азартного мальчишку, то с ходом времени он меняется, им овладевает страх и осознание ужаса тех древних традиций, на которых он вырос и которые казались ему справедливыми и правильными. Мне больше всего понравился момент в начале, когда в Келе только зарождается понимание всего ужаса – слуга приносит ему в комнату еду, а после оказывается, что этот слуга родной брат его отца, дядя Кела, в котором так и не пробудилась магия.
В этой сцене знакомая Кела смотрит на него осуждающе, но мальчик не понимает почему, он рассказывает о том, что его дяде повезло, с ним хорошо обращаются и в отличие от многих немагов он живёт в большом доме и прислуживает своей семье, а не посторонним людям. Если вы уже напряглись, то этот эпизод не несёт спойлеров! Но почувствуйте, какая в нём сила. После этого разговора герой чувствует укол вины, ему не комфортно, но он не понимает почему. Это идеально иллюстрирует тот момент, что он вырос в этом мире и даже самые несправедливые деяния являются для него естественными, так как это часть уклада его жизни. Не подумайте, вся книга не будет столь глубокой и рассудительной, но эта идея о классовом неравенстве, о несправедливости, которая жжёт глаза, о вековых традициях и о ребёнке, которому только предстоит почувствовать надлом в истинности всех этих понятий – просто великолепна.
Именно на этой идее и стоило раскручивать сюжетную арку, потому что она достаточно серьёзная, глубокая и тяжёлая, она способна связать все мотивации воедино и стать крепким каркасом для истории и надеюсь, вы понимаете, что как раз этого автор и не сделал.
Вместо того чтобы раскрыть ведущую тему, нам подсовывают под нос настоящий карнавал из броских элементов. Фантастически бесполезных элементов. Складывается такое ощущение, что автор хотел напихать в свою историю всё, что когда–либо видел в подростковых книгах.
Тут вас ждут и магические татуировки и истинная магия, и элементали стихий, и дворцовые интриги, перевороты и сплетни, и сложные формулы заклинаний, иной мир, духи предков и, чёрт побери, ни единого описания, как же вся эта магия–шмагия работает! Я серьёзно! В книге представлено столько уровней магической мощи, которые открываются по разному и комбинируются в совершенно особенный вид оружия, но, ни разу вам даже не попытаются объяснить, что к чему. Более того, спустя пару глав вы поймёте, что большая часть этой «великой силы» вообще никак не используется.
Но, казалось бы, проблема 4–х испытаний всё равно в силе и может сейчас начнут раскрывать тему, как же эти испытания обхитрить. Ведь идея о том, что даже обычный человек, не наделённый способностями, может быть настолько умным, ловким и изворотливым, что сможет дать фору всем магам мира вместе взятым, очень привлекательная и близка нам всем. Но нет, опять мимо. Большая часть книги это разговорная вода и красочные фентифлюшки. Больше всего расстраивает, что даже сцены экшена толком не показаны, нам предоставляют некую финальную стратегию, которую по следам сражения рассказывает главный герой. И во–первых, так себе рассказывает. А во–вторых, это же книга о магии, а магические поединки являются неотъемлемой частью и забирать её у читателя – настоящее кощунство. К примеру, та же история в разы лучше описана у Алекса Коша в «Огненном факультете», у главного героя там тоже почти нет способностей, но он придумывает блестящие стратегии, чтобы использовать по максимуму свои крупицы магии и выйти победителем. Вот что должно было быть в «Творце заклинаний», но не было.
Имена героев
Кстати, если всё это время вас смущало имя главного героя – Келлен, то сейчас вы меня поймёте. Нейминг тут просто сумасшедший в плохом смысле слова. Имена скачут от сочетания двух букв, до изворотливых змей свернувшихся морским узлом. И никаких кличек или сокращений. Например, имя второй героини звучит как Фериус Перфекс. И почти всю книгу её так и называют. Прямо так. Без сокращений, без вычета фамилии, без стёба. Фериус, Перфекс. Спустя три главы я так устала это произносить, что начала читать её, как Фокус Покус, Фенрир Перкекс, Тирли Бом и Фикус Пикус. Серьёзно, ничего не поменяется, попробуйте, читать станет куда веселей. И я не ханжа. Сама люблю изящные, красивые имена, но обычно, автор таким именем подчёркивает происхождение персонажа, его характер или личные качества, некоторые авторы порой даже закладывают аллюзию в имя. Но тут, ни о чём подобном не идёт и речи, в этих именах нет никакого смысла, они не приурочены к миру или сословию, о котором мы читаем, они не сокращаются и не выделяют персонажей. Напротив, когда всех героев зовут изыскано, они сливаются в пёстрый салат и не запоминаются. В итоге эта словесная пляска вызывает лишь сарказм и возможный перелом языка.
Язык повествования
Зато в отличие от имён, язык повествования в книге очень простой и лаконичный, страдают разве что диалоги, мне они показались картонными и надуманными, но описания и мысли героя очень резво двигают сюжет. Это тот же приём, что и в «Голодных играх», когда история рассказывается только от лица главного персонажа, и мы видим лишь одну точку зрения, один вектор переживаний. Остальное, правильное или нет, остаётся за кадром и читателю приходится понимать это по–своему. Мне очень нравится такой подход, он позволяет лучше понять героя и при хорошем воображении увидеть, где он прав, а где нет, дорисовать чувства других персонажей и то, как вся ситуация влияет на них. Конечно, в «Творце заклинаний» этот приём работает более прямолинейно, но с поправкой на детское фэнтези, идея подана хорошо.
Вместо выводов
Исходя из всего перечисленного, в хочу сказать, что это неплохое фэнтези, которое рассчитано на 10-12 лет, когда словесные аксессуары и пафосные имена читаются ещё с энтузиазмом. Для взрослых такая, книга токсична и грозит разочарованием. Но, если вы все же уже взялись за неё, то должны знать — в этой истории заложен отличный сюжет о серьезном социальном явлении на контрасте с детским восприятием и магическим приключением. Тут определенно есть о чём подумать или почерпнуть вдохновения для собственной истории. Так же, матёрые читатели заметят влияние старого фэнтези, где все женщины прекрасны как полуденное солнце. Просто вспомните «Драконов весенних сумерек» и поймёт, о чём я говорю.
Это не хорошая и не плохая литература, она лишь скромное отражение середины жанра, которая обычно мало кому запоминается, но в ней много того, что могло бы стать хорошей историей и возможно ею станет в продолжении серии.
Стоит ли давать «Творцу заклинаний» шанс — ваш выбор, но не верьте обложке и рецензиям авторов на обороте, лучше прочтите пару страниц, их хватит, чтобы понять, нужна ли вам эта книга на полке.
Текст и фото: Виктория Ивченко, специально для CityGu.ru