В эпоху, когда пароходы и поезда сделали нашу планету маленькой, когда вокруг света стало возможно объехать за восемьдесят дней, появились книги о путешествиях в отдаленные уголки Земли, где сохранились доисторические чудовища и первобытные племена. Книги эти до сих пор волнуют сердца и будоражат воображение миллионов читателей по всем свету. Что происходит в центре Земли? Правда ли, что труднодоступных уголках мира до сих пор обитают динозавры и мамонты? Удастся ли отважным участникам опасных экспедиций привезти доказательства своих невероятных открытий?
Ответы на эти вопросы дают классические произведения о затерянных мирах, которые сформировали облик жанра: «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, «Затерянный мир» Артура Конан-Дойла, «Плутония» Владимира Обручева.
Отто Лиденброк, немецкий ученый, профессор геологии и минералогии, весной 1863 года находит в старинной исландской книге зашифрованный пергамент. В результате расшифровки выяснилось, что известный исландский ученый-алхимик XVI века якобы спускался в кратер потухшего вулкана и достиг центра Земли. Лиденброк решил воспользоваться указанными координатами и повторить подвиг древнего алхимика. Ни сам ученый, ни увязавшийся за ним племянник Аксель не подозревали, что их ждет впереди...
Роман был задуман Жюлем Верном в начале 1864 года. На идею произведения его вероятно навели беседы с известным геологом Шарлем Сен-Клер Девиллем, который совершал спуски в кратер дремлющего вулкана Стромболи. Девилль отстаивал новаторскую по тем временам гипотезу «холодной и твердой Земли». Отдельные критики отмечают, что роман был написан под явным влиянием романа Жорж Санд «Лаура, или Путешествие в кристалле»; другие считают что Верн написал свой роман еще в 1863 году, и следовательно не мог читать «Лауру».
Произведение было написано летом – осенью 1864 года.
В журнале Этцеля роман не печатался. Впервые роман издан Этцелем 25 ноября 1864 года. Нужно заметить, что многие читатели посчитали описанное путешествие самым настоящим.
Первое иллюстрированное издание (56 иллюстраций Риу) – 13 мая 1867 года, а 22 августа 1867 этот роман вместе с романом «Пять недель на воздушном шаре» был напечатан в одном («сдвоенном») томе серии «Необыкновенные путешествия».
На русском языке роман вышел в 1865 году в переводе Е. Лихачевой и А. Сувориной, с приложением популярной статьи «Очерк о происхождении и развитии земного шара». Литературные круги встретили книгу благожелательными отзывами. В переводе Марко Вовчка роман был издан в 1871 году.
Через 10 лет после публикации романа, в 1874 году, писатель Леон Дельма обвинил Жюля Верна в плагиате и подал на него в суд, затребовав 10000 франков. Под псевдонимом Рене де Понжест (René de Pont-Jest) он еще до выхода романа выпустил короткий рассказ «Голова Минервы» и утверждал, что Верн списал идеи романа с этого произведения. По утверждению самого Жюля Верна, единственным общим моментом сюжетов являлся способ нахождения определенных важных мест при помощи теней, отбрасываемых при свете Луны и при солнечном свете: «Рассказ господина де Понжеста кончается примерно там, где начинается мой роман!». Процесс, состоявшийся в 1875 году (другие источники указывают 1876 и 1877 годы), был проигран Дельма, и тот был приговорён к уплате расходов.
Ошибки, сделанные Жюлем Верном в романе (такие как неправдоподобное описание подземного мира и возвращение на поверхность земли на плоту по раскаленной лаве) побудили российского ученого-геолога и писателя Владимира Обручева написать роман «Плутония» (1915). Также неверно была оценена температура космического пространства (названы цифры в -40…-50 градусов).
Внутренние иллюстрации художника Эдуарда Риу.
Артур Конан Дойл "Затерянный мир"
Артур Конан Дойл «Затерянный мир» – классический роман в научно-фантастическом жанре, который неоднократно экранизировали крупнейшие мировые киностудии. Эксцентричный ученый из Британии заявил о том, что считавшиеся ранее вымершими животные спокойно разгуливают по Южной Америке. В экспедицию с ним отправится помощник и журналист, которым предстоит подтвердить или опровергнуть слова чудаковатого Челленджера и лично увидеть, на что способна эволюция.
«Затерянный мир» - научно-фантастический роман Артура Конана Дойла, вышедший в 1912 году.
Это первая книга из цикла произведений о профессоре Челленджере. В романе описываются приключения британской экспедиции в Южную Америку. На скалистом недоступном плато (отсылка к столовой горе Рорайма) Челленджер со спутниками (профессором Саммерли, лордом Джоном Рокстоном и репортёром Мэлоуном, от чьего лица ведётся повествование) обнаруживают «затерянный мир» — район, заселённый динозаврами, млекопитающими, человекообезьянами и примитивными людьми каменного века.
Прототипом плато «затерянного мира» послужило плато Рорайма на стыке Бразилии, Венесуэлы и Гайаны. Экспедиция альпинистов на это плато позже действительно выявила эндемичные виды, правда не динозавров, а насекомых и растений.
Прототипом метисов-рабовладельцев, мстивших лорду Рокстону, послужил реальный криминально-рабовладельческий режим, установленный каучуковыми магнатами в эпоху «каучуковой лихорадки» и действовавший вплоть до 1920-х годов.
Прототипом же само́й экспедиции Челленджера послужили экспедиции майора П. Г. Фоссета — друга А. Конан-Дойля, известного путешественника, проводившего топографические съёмки в верховьях бассейна Амазонки и попутно искавшего там затерянные индейские города, о которых сообщали испанские и португальские первопроходцы. С границ Венесуэлы в места изысканий Фоссета и перенесено действие романа. Со слов Фоссета описаны и некоторые животные «затерянного мира» — большая водяная змея озера Гледис и человекообезьяны. Прототип первой — 19-метровая анаконда, которая была, по словам Фоссета, убита им, прототип вторых — племя марикоски, встреченное Фоссетом. Оба сообщения Фоссета, равно как и сообщение о возможности существования затерянных в сельве городов и, например, чёрных ягуаров, были многократно осмеяны современниками. Теперь чёрных ягуаров можно видеть в зоопарке, в конце XX века ископаемые остатки анаконды, размером с фоссетовскую, но вымершую, были обнаружены (т. н. «мегабоа»), а уже в XXI веке в сельве обнаружена оригинальная керамика, что свидетельствует о существовании в недавнем прошлом оседлых индейских поселений.
Владимир Обручев "Плутония"
Незадолго до Первой мировой войны русские ученые во главе с геофизиком Трухановым и профессором Каштановым отправляются в арктическую экспедицию. После множества приключений они попадают в гигантский подземный мир, освещенный раскаленным ядром Земли. Ученым приходится столкнуться с пещерными медведями, динозаврами, гигантскими муравьями и первобытными людьми...
Роман написан в 1915 году на маленькой даче под Харьковом. Первая публикация — 1924 год. Роман написан в форме путевого дневника, каждая глава которого рассказывала об еще одной особенности подземного мира.
В предисловии к роману Обручев писал, что он знает только два романа, в которых сделаны попытки в беллетристической форме дать широкому кругу читателей представление о прежних формах жизни. Первый из них — роман Жюля Верна «Путешествие к центру Земли». Второй — роман Конан-Дойля о труднодоступном плато в Южной Америке, который произвёл на него столь малое впечатление, что он не запомнил его название (имеется в виду «Затерянный мир»). Ошибки, сделанные в этих романах, и побудили его написать «Плутонию».
Затерянные миры в фантастике
Рассказывать о тайных уголках земли, в которых сохранились доисторические животные и первобытные племена, стало модным, когда на карте Земли практически не осталось белых пятен. Маршруты самолетов, пароходов и поездов оплели всю планету, а объехать весь мир стало возможным за восемьдесят дней. Тогда и потянулась человеческая фантазия в отдаленные затерянные уголки земли, где время замерло на века и куда не ступила нога современного человека.
Таким образом «книги о затерянных мирах» преобразовались в отдельный фантастический жанр, который со временем нашел прекрасное воплощение в кино — вспомним хотя бы «Кинг-Конга» и «Затерянный мир». И чем меньше белых пятен остается на Земле, тем больше неизведанных миров открывается в фантастике.
Облик жанра сформировали несколько передовых фантастов. В первую очередь это Жюль Верн, чье «Путешествие к центру Земли» (1864) неоднократно удостоилось экранизации. В книге рассматривается геологическая теория о полой земле: немецкий ученый расшифровывает старинный документ, в котором описывается путь к центру планеты через потухший вулкан, а затем вместе со своим племянником и проводником-исландцем отправляется в небывалое приключение к центру Земли.
Другой столп жанра — это Артур Конан Дойль, чей «Затерянный мир» (1912) по праву считается классикой всего направления. Роман повествует о группе смельчаков, нашедших высокогорное плато в Южной Америке. Автор опирался на реальный отчет британской экспедиции, однако герои Конан Дойля натыкаются на динозавров и первобытных людей.
«Затерянный мир» Конан Дойля стал заглавной книгой о мирах, которые существуют в современной реальности бок о бок с нами. Подобный подход использовал Генри Райдер Хаггард в цикле «Копи царя Соломона», а в последующем столетии по похожей схеме было создано огромное количество фильмов и книг. Эдгар Райс Берроуз написал даже откровенное подражание «Затерянному миру» — роман «Земля, забытая временем». Действие разворачивается во время Первой мировой войны, экипаж немецкой подводной лодки обнаруживает в Антарктике свой «затерянный мир» с динозаврами.
Зато русский географ Владимир Обручев в романах «Земли Санникова» и «Плутония» увел читателей на далекий север. В первом случае речь идет просто о неизвестном арктическом острове, а вот в «Плутонии» герои проваливаются в подземный мир с динозаврами и пещерными людьми. Это почти безграничное пространство освещается ядром Земли и населено оно гигантскими муравьями, пещерными медведями и прочими кошмарными тварями, порожденными эволюцией.
«Плутония» увлекает не столько сюжетом, сколько детализацией описанного мира. Обручев скрупулезно и очень точно описывает древние растения, неандертальцев и самих динозавров, а некоторые научные теории и предположения, описанные в книге, позже нашли подтверждение. К примеру, автор описал неандертальцев, обладающих членораздельной речью (что нашло подтверждение только в конце 20-го века), или падение метеорита, погубившего динозавров (на тот момент эта теория отнюдь не была популярной). Еще в книге описывается водоплавающее животное, занимающее промежуточное звено между рептилиями и млекопитающими, а — в 2004 году нашли останки касторокауды, очень похожей на существо, описанное Обручевым.
О затерянных мирах любил писать и Майкл Крайтон — как о естественных уголках Земли, так и искусственно созданных, что подтверждает величайший «Парк юрского периода». А в романе «Конго» люди делают открытие в затерянных землях Африки, но неожиданно пробудившийся вулкан уничтожает обнаруженные ими явления.
В другой книге, «Зубы дракона», Майкл Крайтон изобразил реальную историю американских палеонтологов XIX века. Но небольшие вкрапления фантастики превращают этот сюжет в этакий пост-затерянный мир, когда чудеса уже прошли, а гигантские скелеты динозавров остались.
Благодатной темой для затерянных миров была Атлантида — как-никак, самая известная затерянная страна. О ней писали Дэвид Перри («Багровое царство»), Андре Лори («Атлантида») и даже Артура Конан Дойль (повесть «Маракотова бездна»).