О детском рисовании

Давно меня так не цепляла литература!
Читаю Марину Озерову "О детском рисовании" и не могу оторваться!

Наконец-то все, что касается развития детской фантазии, собралось и выстроилось ровными абзацами в одной книге. Марина не прыгает с темы на тему, она глубоко рассматривает процесс, начиная с самых азов — с момента появления ребенка на свет. Здесь есть что почитать для родителей детей любого возраста.

Например, вот почему вредно смотреть телевизор:

Марина рассказывает об интересном эксперименте, проведенном в Санкт-Петербурге.

"Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, а на втором — персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором — все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что "не получится похоже".

Таким образом, мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до и после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, которые много смотрят телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание — что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику."

И если об этом я знаю уже давно, то вопрос, касающийся красочно проиллюстрированных книг, до сих пор был для меня открыт. С одной стороны я понимала, иллюстрации делают ту же работу, что и мультипликация — выстраивают образ героя вместо ребенка, но не настолько явно, так как в иллюстрациях нет динамики, и множество деталей все же приходится додумывать. С другой, все вокруг трубят, что книги — это наше все, и продолжают скупать сомнительную литературу для чтения детям. Марина Озерова пролила свет и на этот вопрос. Теперь я знаю, что как только появится такая возможность, мы постепенно будем уходить от иллюстрированных книг к книгам, где преобладает текст, давая волю детской фантазии.

Также она опровергла множество моих представлений о рисовании и рассказала, почему:

— Нельзя помогать ребенку рисовать.

— Нельзя дорисовывать рисунок, как обычно я делаю. "Смотри, если к этому пятнышку добавить завиток, а с другой стороны нарисовать пятачок, то получится поросенок".

— Нельзя ставить ребенку рамки и границы в виде бумаги;

— Нельзя форсировать события и учить искать ребенка смысл в его картинах раньше, чем он будет сам его видеть.

— Нельзя с ранних лет учить ребенка правильному захвату инструмента рисования;

— Нельзя давать фломастеры в качестве основного средства рисования, а лучше начать с красок, мелков и пастели.

— Нельзя подавлять творческий процесс. Хочет рисовать на своих ногах — пусть рисует.

— Нельзя начинать учить ребенка с отработки технических навыков. То есть, нельзя требовать от ребенка похожести и натуральности.

— Нельзя учить ребенка, рисующего только палочки, рисовать кружки, зигзаги и волны. Он придет к этому сам.

— Нужно предлагать ребенку как можно больше тактильных ощущений: рисовать всей ладонью, рисовать различными приспособлениями и на различных поверхностях: мокрыми кисточками по сухому асфальту, валиками с гуашью по ватману, пальчиковыми красками по кафелю в ванной, палочкой по рассыпанному кофе, брызгать из пипетки подкрашенной водой по бумаге и пр.

Примерно в возрасте двух лет ребенок начинает видеть смысл в своих картинах. Для него они не просто каракули, они динамичны, это целые истории, с сюжетом и невидимыми героями. И надо научиться слушать ребенка и понять его мир, а не навязывать ему свои стереотипы и представления. В последствии, этот этап сменяется желанием изобразить что-то конкретное, а не искать ассоциации в каракулях.

Автор: Елизавета Черникова

Источник: http://supermom.ru/articles.php?article_id=24



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования