Ни для кого не секрет, что для детей незаменимы такие творческие занятия как рисование, аппликация, лепка. В статье пойдет рассказ именно о рисовании. Сложно переоценить положительное влияние рисования на ребенка. Это не просто развлечение, игра, умение изобразить окружающий мир. Кроме того, рисование гармонично развивает личностные характеристики и умственные способности ребенка.
Рисование способствует развитию малкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процесса малыш учится различать цвета и оттенки, поймет что такое размер и количество. Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Не умея выразить свои эмоции словами, малыш прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами. Психологи, кстати, с помощью изображения предметов помогают понять внутренний мир ребенка, избавиться от страхов и тревожных мыслей. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, которые вырабатываются рисованием, в будущем очень пригодятся ребенку. Благодаря рисованию малыш вырабатывает решительность и самостоятельность, так как сам учится принимать решения. Учиться рисованию можно в любом возрасте, главное, чтобы было желание. Ребенка до года можно начинать обучать живописи. Занятия рисованием вместе с ребенком подарит ему море удовольствия, сблизит вас, поможет вместе радоваться достижениям. С помощью детских рисунков родители могут вовремя увидеть, если ребенка что-то беспокоит. Ведь отрицательные или положительные эмоции будут выражаться в цвете и сюжете. Можете увидеть как относится ребенок к окружающим предметам и явлениям, тем самым лучше его понят.
Когда Ваш малыш рисует, не мешайте ему, не навязывайте свое мнение и видение мира. Малыш не должен быть стеснен стереотипами. Пусть развивается его индивидуальная фантазия. Малыш сам должен выбрать что, чем и на чем рисовать. Ребенок может рисовать с натуры, по памяти или придумывать что-нибудь. Обязательно хвалите свое чадо за любое проявление творчества. Это очень важно. Поощрение станет лучшим стимулом к дальнейшему проявлению своих талантов. С подросшими детишками можно придумать игру-загадку и рисованием. Можно рисовать на камушках, деревяшках, на всем, что не жалко. Экспериментируйте с материалом, основой, инструментами для рисования. Это все идет только на пользу формирующемуся сознанию. Рисуйте мелками на асфальте. Между прочим, это одно из любимых занятий маленьких детей.
Чтобы рисовать, ребенок должен овладеть некоторыми приемами, приложить умственные и физические усилия. Ребенку интересно движение карандаша, фломастера или кисточки. Ему нравится тот след, который оставляет этот предмет на бумаге. Когда малыш получает результат, появляется мотивация к дальнейшему творчеству.
Способ рисования делится по возрасту детей. В раннем детстве малыш подражает взрослым и пытается использовать карандаш и бумагу. Изучает функции и свойства карандаша или фломастера. Малыш рисует каракули. Любимый сюжет самых маленьких - это спираль. Сейчас он увлечен движением, и следом от карандаша. Примерно в 2-3 года ребенок связывает свои движения с окружающим миром. Он создает линии, формы. Движения становятся более координированными. Развивается образное мышление. Создаются предпосылки воображения и фантазии. С 3 лет уже развивается воображение и ребенок учится оперировать с форами и предметами. В 4-5 лет ребенок уже пытается предвидеть, спланировать в голове последствия своей деятельности. В 6-7 лет дети активно фантазируют. Пытаются изобразить ситуацию, передать содержание. Закладывается творчество. В 7-10 лет происходит кульминация творческого потенциала, который или уходит или находит профессиональное продолжение.
Родители должны помогать обогащать опыт рисования у ребенка новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества. В каждой семье просмотр телевизионных детских передач — любимое занятие для малышей. Они с интересом смотрят различные мультфильмы, передачи «Спокойной ночи, малыши», с удивительными персонажами: собачкой Филей, зайчиком, степашкой, Чебурашкой, медвежонком Винни-Пухом и другими.
Дети 2-3 лет быстро запоминают персонажей и с нетерпением ждут с ними встречи, часто спрашивают родителей, скоро ли можно смотреть телевизор. Родителям надо понять, что не стоит ограничиваться просмотром телевизора, а стоит развивать на основе увиденного детское воображение путем реализации в творчестве.
Родителям необходимо бережно относиться к первым рисункам, лепке, чтобы ребенок увидел это отношение.
Самое главное - это не отбить желание ребенка рисовать.
Как обычно бывает, ребенок подходит и говорит:
- Мама, ну давай порисуем!
В ответ:
- Подожди, сейчас некогда, да ты испачкаешься, давай потом……………….
Это отбивает желание малыша рисовать, если не в первый раз, то во второй и третий точно. Ребенок не умеет планировать, и может быть, в то время, когда вы будете свободны, и сядете с ним рисовать, желания у него уже не будет и удовольствия от рисования тоже… По идее ребенок не должен подходить и просить – мама можно порисовать, достань мне бумагу, краски карандаши.
А как правильно? Ребенок захотел рисовать, сел, и рисует, вот как должно быть:
Ребенку 2-3 лет недостаточно лишь дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развить его. Можно повторить занятия по рисованию, которые проводились в детском саду. Их повтор окажет благоприятное влияние на развитие у детей способности к рисованию.
В тех семьях, где воспитываются дети разного возраста целесообразно проводить занятия по рисованию, в организации которых активную помощь оказывают старшие дети. Например, в каждой семье идет подготовка к Новогоднему празднику. Дети сами мастерят игрушки развешивают их на ветках. Повесив на елку какое-либо украшение, игрушку, поделку, надо дать возможность малышу полюбоваться, порадоваться результатам своего труда. Совместные действия взрослых и детей имеют большое воспитательное значение.
Перед общенародными праздниками родителям желательно обращать внимание детей на праздничное убранство домов, улиц. Прийдя в детский сад, малыш вспомнит что он видел, когда гулял с папой или мамой. Поэтому ему будет интересно рисовать праздничные флажки, салют, яркие фонарики, огоньки и т.д.
Для занятий рисованием у ребенка должно быть в комнате определенное, хорошо освещенное место, свет должен падать с левой стороны (если ребенок левша, то с правой). Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел за столом, не горбился не наклонялся очень низко, проверить, соответствуют ли стол и стул росту ребенка. В детском уголке можно повесить рисунок на полочку поставить декоративно раскрашенную детскую лепку.
В вечернее время детям лучше рисовать цветными карандашами, лепить. Для работы с красками предпочтительнее дневной свет нежели освещение внутри комнаты. Дети в процессе рисования подражают действиям взрослых, поэтому обязательно покажите пример. Постепенно ребенок начнет самостоятельно рисовать изображая округлые формы и ассоциируя их с персонажами такими как Винни-Пух или Пятачок.
Доступность. Все принадлежности для творчества должны лежать так, чтобы в любое время ребенок без посторонней помощи мог взять их, и сесть рисовать. Лучше если бы и бумага, и краски, и карандаши находились в одном месте, и у ребенка был свой стол для занятий. Ведь когда ему придется по разным шкафам искать краски, карандаши, а потом еще и бумагу, и когда он все это найдет, а стол занят, желание рисовать пропадает мгновенно. В итоге, ребенок либо рисует мало, либо без желания, либо не рисует вовсе.
Постоянное наличие материала для творчества. Чтобы резервы бумаги, карандашей, и красок не истощались. Рисовать можно на остатках обоев от ремонта, можно купить кучу самой дешевой бумаги для принтера, с работы родителей можно приносить бумагу, которую уже использовали с одной стороны, и опять, чтобы все это лежало в доступном для ребенка месте.
Чем рисовать?
Одним из способов рисования является рисование пальчиками. Такое занятие бесконечно радует ребенка. Ведь можно испачкаться и никто не отругает. Знакомство с красками очень важно с самого раннего возраста. Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения. Наиболее интенсивно фантазия развивается у детей от 5 до 15 лет. Это то, время, когда необходимо уделить ребенку максимум внимания и сил. А воображение и фантазия - важнейшая составляющая жизни ребенка и его развития.
Краски должны быть экологически чистыми, разработанными из натуральных ингредиентов. Покупайте их только в специализированных детских магазинах. Не стесняйтесь просить сертификат качества.
Ребенок может рисовать карандашами, гуашью, фломастерами, мелками, делать лепку из пластелина или апликацию из заранее вырезанных фигур.
Одними из первых детских инструментов для рисования являются цветные карандаши. Родители должны научить ребенка правильно их держать. После того как ребенок научится это делать можно предлагать рисовать фломастерами и гуашью.
Рисование мелками — своеобразный вид творчества. Детям обычно увлекательно создавать рисунки не на листе бумаги, а на гладком седом асфальте. Родители также могут предложить ребенку рисовать палочкой на земле, на снегу.
Особенно дети любят что-то раскрашивать! Предложите ему раскрасить деревянные заготовочки, это очень удобно. А где их взять спросите вы? Сейчас много наборов по русским сказкам, в которые входят деревянные не раскрашенные фигурки. Для детей постарше можно делать гипсовые фигурки, гуашь на них ложится прекрасно, а вдохновения и удовольствия ребенку от этого больше, чем от рисования на простой бумаге.
Увлекательным материалом для развития рисования у детей в условиях семьи могут служить альбомы для раскрашивания. В них есть не только картинки, но и советы, как учить детей рисовать. Родители должны помочь детям в процессе раскрашивания, нужно внимательно рассмотреть с ребенком каждую картинку, в некоторых альбомах под каждой картинкой есть текст, прочитать его малышу. Не сразу получится ровное и аккуратное закрашивание картинки. Взрослому надо следить, чтообы малыш не выходил за пределы контура. При закрашивании можно менять на направление штрихов: слева направо, сверху вниз, наискось.
Если вы рисуете вместе с малышом, то попытайтесь работать на его уровне… Он рисует треугольники, вы квадраты, а то ребенок расстроится, пока он просто ставил точки, вы уже нарисовали шедевр, это занизит его самооценку, и не какие разговоры о том, что, мама просто уже большая, не помогут. Но повторяю, эти правила, для совместной работы. Если вы рисуете сами по себе, то покажите ему свои способности, ребенок должен знать, что умеет его мама...
"Как помочь ребенку рисовать?»
Отвечая на вопросы ребенка, можно сразу взять карандаш, и сделать наброски по теме вопроса. За бумагой идти далеко не надо. Она же доступна, как мы договорились! Рассказывая ребенку о чем-то, и одновременно рисуя, вы делаете полезное дело. Во-первых, ответ лучше усваивается, когда есть наглядность, во-вторых, ребенок приучается думать с бумагой. В три-четыре года, ребенку можно предложить делать иллюстрации к своему рассказу, или о том, как прошел день. Это развивает не только художественные навыки, но и речь ребенка.
Рисование на прогулке. Возьмите с собой фломастеры и лист бумаги, вдруг ребенок захочет нарисовать, кошку, которую встретит, качели, или просто травку. А может он вас попросит сделать это. Не отказывайтесь!
Обсуждаем шедевр ребенка. Попросите сначала, малыша самому рассказать про свой рисунок, никогда не ругайте его, но и не нахваливайте без повода. Пусть на рисунке, совсем ничего не понятно, ведь дети рисуют символически, и каждый свой рисунок проживают. Для них это не рисунок, а событие, которое происходит сейчас, в то время пока он создает рисунок. Как-то я подошла к своей дочери, и на листе ватмана увидела, по-моему мнению, какие-то каляки-маляки. Когда я спросила, что это, она рассказала мне целую сказку, описав каждую черточку на своем рисунке. Обычно дети очень расстраиваются, когда родители не отгадывают то, что он нарисовал, поэтому лучше сначала спросить его комментарии, или сказать - я тут вижу круг желтого цвета, расскажи мне про него. А если бегемот ребенка совсем на него не похож, то всегда можно найти, за что похвалить, и что прокомментировать. Примеры: Твой бегемот розового цвета, он, наверное, очень добрый и веселый. Какая добрая улыбка у солнышка, даже мне теплее стало! Старайтесь хвалить без конкретики, избегайте общих фраз, типа – молодец, как красиво……… рассмотрите детали, и прокомментируйте их. А ругать ребенка за его работу нельзя ни в коем случае, это табу!
Собирайте рисунки ребенка, устраивайте выставки, все это вдохновляет ребенка, повышает его самооценку. Можно собирать рисунки в отдельные папки по темам, а темы придумать не сложно: зима, лето, герои мультфильмов, домашние животные, моя семья, транспорт… Очень помогает ребенку, если и вы нарисуете картинки, по той же теме, что и ребенок. Ребенок рисует танк, мама самолет, ребенок рисует рыбку, мама аквариум…
Когда в 4-5 лет ребенок начнет нервничать, что его рисунки не такие, как у Пети или Васи, что он не сможет нарисовать так, как на образце, самое время рассказать ему, что у каждого свой стиль. И если бы все рисовали одинаково, то было бы неинтересно, разные рисунки, тем и интересны, что в них отражается мир, таким, каким ты его видишь сам.
Удачи вам и вашему ребенку! Рисуйте от души и для хорошего настроения!
Источник http://www.devishnik.md, http://vostruha.ru