Обещанный пост про "как увлечь ребёнка рисованием". Помним в скобках, что никак, если он не хочет, только если есть интерес и собственный порыв:
1. Дело именно в них - в секретных материалах. Купите ребёнку хорошие, недетские материалы. Мои дети рисуют моими, то есть профессиональными. Исключение - бумага, она все-таки слишком дорогая для 100 листов с зелёными слонами. Но все равно я покупаю им плотную хорошую бумагу, а не то, что кладут в "детские альбомы". Итак:
- бумага около а3
- кисти круглые и плоские, толстые для больших плоскостей и тонкие для деталей. Не надо прям супер-профессиональных беличьих и колонковых, но и ни в коем случае не те, что идут в наборах с детскими красками (у которых все во все стороны торчит).
- краски. Акварель, желательно ленинградская, дада. Лучше пусть будет цветов по минимуму, но хорошей акварели, чем много, но плохой. Гуашь в больших банках любая. Фломастеры, если ребёнок любит, само собой.
- ритуалы. Если в доме кто-то рисует, ребёнку все то же самое (мольберт, холст, все дела). Это ритуальная вещь. Если нет, специально ничего такого не надо. Но научите его мыть кисти и палитру после работы. Точить карандаши перед. Они это все прям любят. Выбирайте натуру вместе до начала рисования.
2. Сам он ничего толком не сможет путного поначалу. Вам надо с ним первые много раз, показать-рассказать, но не особо при этом лезть с "не так, вот так". Как сделал, так и норм. Надо взять любимый сюжет ребёнка (красного динозавра или что там) и на нем показать, как работают кисти и краски. Руками ребёнка. Это не мастеркласс, он не будет, замерев, смотреть, как кто-то рисует. Максимум - пару линий и - "а теперь ты попробуй". Что показывать:
- как растекается краска, если сначала (несильно) смочить бумагу
- как смешивается краска, если, скажем, поверх невысохшего желтого зафигачить немного красным
- вообще как смешиваются краски. Первый раз это - магия. Что желтый и синий дают зеленый. Что голубой и красный - фиолетовый. Ну и так далее.
- как работают кисти (плоская - полоски, окна домов, любые прямоугольники. Круглая - что угодно. Отдельно показывать не надо, по одному приему за раз, если рисунок "просит". Полоски тигру или дома - проще всего плоской кистью, а волосы, скажем - почти сухой кисточкой, а краски побольше.
- похоже рисовать не надо, надо рисовать как попало. Если боитесь, посмотрите в гуглимиджах ключевое слово, добавив "illustration" или "simple illustration" (например "race car simple illustration") и рисуйте примерно
ВАЖНО: все это не за один и не за два раза. В разных рисунках, в разные дни, как получится, по чуть-чуть. Скажем, Адаму я показывала то то, то это, в зависимости от того, что он рисует, в течение года. Во-первых, он маленький, быстро устает именно от "обучения", а во-вторых, не так уж часто мы обкладываемся прям красками-тряпками-кистями. Чаще он сам что-то ваяет фломастерами.
3. Покажите трюки. Это возбуждает даже самых "нерисующих детей" типа Алеши:
- Посыпьте мокрую акварель солью, лучше крупной. Когда высохнет, стряхнуть рукой - будет звездное небо (картинку прилагаю, автор - Адам)
- поверх любой темной краски побрызгать белилами пальцем с зубной щетки. Будет снег или звезды. Или не белилами и не поверх темной. Будет салют, фонтан, дождь, просто брызги и тд.
- приложить к мокрой акварели пищевую плёнку (покомканную слегка). Снять, когда высохнет - будет эффект льда или воды с бликами (на той же картинке Адама виден этот эффект - вся нижняя часть)
- раздуть насосом (или своими силами) капли туши, чтоб были "деревья и кусты" или додумать потом, на что похоже
- накапать тушью на лист какие-то пятна или густо наляпать красками,и пока не высохло, приложить другой лист, крепко прижать, разнять. Дорисовывать к получившимся отпечаткам, смотря, на что похоже
- рисовать с натуры. Не важно, что никто не умеет. Ребенку немного надо. Просто можно научить самому принципу. Типа, смотри - у меня же нос под глазами, а рот под носом. А где мои уши - видал?! Прямо вот смотри на меня, у меня тут все как тебе надо. Потом можно игрушку (любимого динозавра).
Надо понимать, что ребенок, вообще говоря, без понятия, что ноги не растут из шеи. Поэтому "с натуры" - имеется в виду не "похоже", а вообще научить ребенка обращать внимание, куда смотреть - видишь, откуда у динозавра ноги? Видишь, в какую сторону сгибается моя рука? А то, что он их непохоже нарисует штук 8 на одном человеке - не важно.
- все не за один и не за 20 раз, терпение
4. Главное
1. Нельзя лезть к ребенку с психологией. Скажем, он нарисовал друзей из садика и закрашивает им лица черным. Пусть закрашивает. Нарисовал "мою семью" красной краской с лицами зомби на фоне черного-пречерного дома на курьих ножках? Ничего за этим не стоит. Не надо его учить, что лица белые или там бежевые. Рисует триста-пятьдесят-восьмой черный трактор или красного ниндзю? Нарисовал маму толстую-лысую-красноглазую-голую-чёрную? Пусть. "Художник всегда прав" (с). Вы старались, рисовали с ним, а он в конце закрасил все коричневым? Так надо. Оставьте его в покое. Смиритесь с тем, что шедевром станет каждый пятисотый лист.
2. Смиритесь с самоповторами. Это как с мультиками. Ребенок будет рисовать тигра, динозавра или что ему там понравилось, днями. Одинаково. Каждый раз изводя по много листов, бросая на разной степени законченности. Кстати, у взрослых и состоявшихся художников - та же фигня. Триста морских пейзажей, триста фей, триста летающих людей и коз, и так далее. Это нормально.
3. Это известно, но на всякий случай. Хвалить не в общем, а конкретно. Не "хороший рисунок", а "клево ты научился делать полоски плоской кисточкой, я смотрю, ты тут ее повернул даже, чтоб линия тоньше стала" или "круто получилось, как красный переходит в желтый вот тут". Общие восторги не запрещены, но конкретика подчеркивает именно новые навыки.
Тоже известно, но все же. Не хвалить все подряд. Дети не глупые и не слепые - сами видят, когда круто, а когда фигня какая-то выходит. Бывает, ребенок и сам расстроен. Типа старался в начале, а потом затмение нашло. Адам часто приходит печальный-припечальный с истерзанным до дырок листом (плотным, как мы помним) и говорит: Смотри, я сделал "кишкуш-балабуш" (каки-маляки на иврите). Не пытаться спасти, не хвалить отдельные участки, вообще не разводить никаких соплей. Не особо утешать. Максимум "ты устал, бывает". Обычно просто говорю "ну и ладно, я тоже много рисунков попортила. В следующий раз сделаешь лучше".
4. Если хочется что-то подсказать, лучше делать это с сомнением. Типа "ты не помнишь, какого цвета леопард? Мне кажется, что желтый, но точно не помню. Ты уверен, что он зеленый?" Смиритесь с тем, что он может-таки оказаться зеленым и все тут.
5. По моим наблюдениям, дети рисуют припадками, как, впрочем, и все, что они делают. Могут три недели безотрывно изводить бумагу, а потом вообще не вспоминать два месяца. Ну и ладно. Не надо регулярно. Как попало - самое то. Не наседать, не предлагать часто, не расстраиваться, что накупили всего, а он - ни в какую. Будут еще зимние вечера.
Все вышеперечисленные нежности нужны не потому что "иначе вы убьете в ребенке творчество" или что там пишут психологи... Дети не такие уж и хрупкие. А просто иначе они быстро теряют интерес.
5. Речь о маленьких детях. С теми, что учатся рисовать по-настоящему (школьники и подростки) - несколько другой разговор.
Удачи. Главное, сами расслабьтесь и получите удовольствие от "кишкуш балабуш".
Ну и напоследок - вот вам про все это вчерашний комментарий прекрасного художника, друга моего Льва Каплана (Leo Kaplan):
"Самое важное упустили: как ОТГОВОРИТЬ ребенка рисовать и отправить его заниматься спортом или каким другим хобби (моделированием например). А то станет, не дай Бог, художником. По состоянию на сегодня я бы никому не пожелал... )"
Источник: https://www.facebook.com/sveta.doroshev