О книге
В древности люди думали, что бабочки – это цветы, сорванные ночью сильным ветром! Но они не только украшают наши поля и луга, радуют глаз своей красотой, но и много всего умеют! Ты познакомишься с настоящими лётчиками-асами, узнаешь, как слышат и видят бабочки, что они едят, где спят, как общаются и чем помогают людям. А ещё тебя ждёт встреча с самой большой и самой маленькой бабочками!
А знаете ли вы?
- У человека меньше мускулов, чем у гусеницы.
- Самой известной и распространённой бабочкой учёные считают репейницу.
- Однажды учёные обнаружили останки ископаемых бабочек, которым около 190 миллионов лет.
- Бабочки-монархи откладывают яйца на лекарственные растения, чтобы лечить от болезней своё потомство.
- 100 000 видов бабочек ещё до конца не изучены.
- 250 видов бабочек любят путешествовать.
- Скорость полёта бабочек 8–17 километров в час.
- У некоторых бабочек нет крыльев!
Об авторах
Климова Наталья
Живёт и работает в Москве. В книжную индустрию она пришла в начале 1990-х. Больше всего Наталье нравилось оформлять книги детские, сказочного или исторического характера. Работала в разных издательствах Москвы. Многие книги с её оформлением стали победителями конкурсов. Наталья не только иллюстратор, но и художник, работающий в разных жанрах.
Зорина Елизавета
Эту книгу написала Елизавета Зорина — публицист, писатель, колумнист «Московского комсомольца». Автор книг «Бунтовщица», «Маленький человек», «Сломанная кукла», «Три семёрки». Её романы переведены на английский, французский и арабский языки.
А вот что Елизавета говорит о бабочке: «На моей кухне на днях поселилась бабочка. Я кормлю её сахарным сиропом, подыскиваю подходящее место для зимовки. И чем ближе знакомлюсь со своим «домашним животным», тем больше им очаровываюсь. Она любит сидеть у меня на носу или пить из моей чашки. Бабочка открыла нам множество своих тайн — и от этого стала только интереснее!»
Развороты книги
Отзыв
В новой серии книг для детей собраны самые интересные факты о животных, которые почти неизвестны неспециалистам. Книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста написали известные журналисты, писатели, поэты, актеры, певцы и политики. Каждая из них — работа одного автора, одного художника и об одном животном.
Общий макет сохраняется неизменной от книги к книге, и этот костяк тщательно продуман и удачно реализован. Первая, самая обширная и обильно проиллюстрированная часть каждой книги поделена на короткие главы. Из них можно узнать, как герой выглядит, где живет, какие у него особые таланты, как у него обстоят дела с органами чувств, особенности его диеты, детали отношений с родственниками, с кем дружит и враждует – всесторонняя, систематизированная, энциклопедическая информация. Во всех тематических главах выделено по паре забавных фактов, на которые легко обратить внимание и интересно запомнить.
Во второй части собраны дополнительные познавательные сведения, раскрывающие еще многие секреты персонажей. В конце читателей ждет изюминка серии: полезные списки подходящих для детей книг, фильмов и мультфильмов по теме. И все это — рассказ от первого лица, в формате живого общения. Информативно, интересно, весело, достоверно – редакторская работа заслуживает самых высоких оценок. А точность зоологических данных гарантируют научные редакторы серии, которыми стали сотрудники Московского зоопарка.
И это еще мы не добрались до главной особенности. При том, что у всех книг макет выполнен по одному образцу, им не грозит быть похожими друг на друга, потому что у всех разные авторы и иллюстраторы. Каждому зверю и каждому насекомому подбиралась своя пара соавторов, чьей главной задачей было уловить сущность и дух своего персонажа, ведь тексты написаны не сухим языком энциклопедий, а в виде рассказов-презентаций. И это располагает к себе детей.
Сегодняшний книжный рынок не страдает от недостатка научно-популярной литературы о животных. Поэтому затеять новую книжную серию о животных кажется предприятием довольно рискованным. Но издатель Георгий Гупало придумал не просто новую книжную серию, а то, что вполне можно назвать многотомной энциклопедией животного мира для младших школьников. Каждому животному, независимо от его размеров и позиции на эволюционной лестнице, здесь посвящена своя книга. И у каждой книги – свой автор и свой художник. А само повествование ведется от лица героя-животного. Первая реакция при взгляде на цветные обложки с «портретами повествователей»: а это, кажется, весело! Но это еще и очень познавательно и к тому же строго научно.
Вот что Рассказывает Георгий Гупало о новой книжной серии:
"Какое животное вы бы ни взяли – это целая вселенная, огромный и непознанный до конца мир. Вот у меня и возникла идея собрать самые невероятные факты о разных животных – такие факты, чтобы не только ребенок, но и взрослые открыли книгу и ахнули. Каждому животному мы посвятили отдельную книгу, рассказывает про животного один автор и полностью отрисовывает один художник. Причем автором выступает какой-нибудь выдающийся человек, личность. Его задача не просто создать образ зверя, придать ему характер, но и развеселить читателя, влюбить в зверя. Каждый автор «говорит» от лица животного, доказывает, что он самый-самый лучший зверь на свете. Нужно, чтобы животное всеми возможными способами себя нахваливало: вот я какое! Вот как я умею! Я – самое лучшее, умное, красивое, талантливое на свете! И это нужно доказать.
И еще я решил, что не надо использовать для оформления книги фотографии. Пусть это будет целиком авторская книжка одного художника. От обложки до последней страницы книга нарисована. Причем, один художник сможет стать автором книги только один раз. Он тоже должен показать все, на что способен, доказывать, что он ‒ самый лучший художник на свете. Каждый рисует по-своему. Поэтому картинки в книжках такие разные по стилю. Будут разные и по использованным материалам: рисованные на бумаге акварелью, гуашью, маслом, вылепленные из пластилина, кукольные.
Для меня важно, чтобы иллюстрации были не только информативными, но вызывали у читателя улыбку и влюбляли в зверя. Книги адресованы современным детям, а они выросли на западных мультфильмах, в эстетике несколько другой анимации. Поэтому с детьми нужно говорить на том визуальном языке, который им ближе, понятнее. Но, повторюсь, стилистика всех книг будет отличаться очень сильно. Нам удалось совершить почти невозможное — при всей разнице рисунков серия получилась.
Почему мы отказались от натурализма в изображении? Сегодня каждый ребенок может войти в интернет и посмотреть тысячи разнообразных фильмов и роликов про слонов и носорогов, про любых животных, которых он ни в каком зоопарке не увидит. Художнику сложно, да и не стоит вступать в конкуренцию с кино. Сейчас нет смысла рисовать натуралистические рисунки — они нужны были тогда, когда не было другого источника информации. Художник должен как-то усложнить свое общение с читателем — показать не только форму зверя, но попробовать передать его характер, особенности поведения. Дисней был не только гением мультипликации. Он отправлял специальные экспедиции в разные места планеты для наблюдения за животными в их естественной среде обитания, как они двигаются, спят, ловят добычу. Вспомните «Бемби». Эти рисунки совсем не похожи на Ватагина или Чарушина, но сколько детишек узнали о мире живой природы и полубили его именно благодаря диснеевским мультфильмам. Особенно прижизненным.
Я прошу художников создавать картинки не только веселыми, но даже «хулиганскими» и при этом за ними должны стоять знания художника о звере, которого он изображает. Художники должны найти баланс между вымыслом, сказкой, юмором и натурализмом.
– Про художников понятно, а про авторов не совсем. Важно, чтобы это были медийные люди. Это рекламный ход?
...Тут дело в личностях. Они могут быть «медийными» и не совсем «медийными», но очень важно, чтобы они были личностями, интересными, самобытными, необычными. И обязательно веселыми, жизнерадостными и любящими животных и детей. Вот эти условия обязательные: автор должен любить животных и детей. Если хотя бы чего-то одного нет — нам автор не подходит. Что касается специальных знаний, то мы ему помогаем: прежде всего к каждой книге собирается большой фактический материал про животное, иногда этот материал в десятки раз превосходит объем будущей книги. Задача автора только отобрать самое интересное и композиционно выстроить цельное произведение. И так подать, чтобы от текста нельзя было оторваться.
- Автор не должен быть биологом. Что он работает с уже собранным материалом. В сборе материала он не участвует?
Нет, не участвует. Специальные люди, редакторы готовят технический текст. Они перелопачивают огромное количество разных источников, проверяют факты, цифры и составляют «справку» на каждое животное. В книжку, как правило, попадает только малюсенькая часть собранного материала. Все книжки у нас одного объема – 32 страницы. После того как книжка написана, мы отправляем готовый текст в Московский зоопарк научным редакторам ‒ Елене Мигуновой и Наталье Рубинштейн, и они еще раз самым скрупулезным образом проверяют текст на соответствие научным данным. Так что книги нашей энциклопедии, при всей своей легкости и игривости, - результат большого коллективного труда.
...Я хочу, чтобы наши книги помогли детям понять, чем и как мы связаны с животным миром. Понять, что мы его часть. Понять, что такое живое существо. Мне кажется, что познание живой природы делает людей чуть-чуть добрее. Я сам очень люблю животных, люблю про них читать, смотреть документальные фильмы, наблюдать за ними. И очень хочу, чтобы мою любовь разделило как можно больше людей, маленьких и больших. Чтобы мир, благодаря нашим книжкам, стал добрее, веселее и умнее. Чтобы в сердце каждого читателя попало маленькое семечко «тяги к познанию мира». И, кто знает, может когда-нибудь это семечко даст росток и из него вырастет любовь к миру животных, которую человек пронесет по жизни."
Георгий Гупало, издатель
Беседу вела Марина Аромштам
Слова «Я бабочка» произносит Елизавета Зорина, писатель и публицист, и сразу становится понятно, что надо готовиться к буйству красоты и красок. За все это отвечает иллюстратор Наталья Климова, и бабочек будет много и самых разных. Интересны тут будут, конечно, не только иллюстрации. Очень много сведений о самых разных бабочках должны быть интересны маленьким читателям. С бабочками мы часто встречаемся в природе и даже дома. Где бы мы ни были - в лесу, саду, на полях и лугах, они привлекают наше внимание с ранней весны до глубокой осени. Бабочки - одни из самых прекрасных созданий на Земле. Их красота и удивительный жизненный цикл вдохновляли людей тысячелетия: многие из них настолько ярки и пестры, что не раз вдохновляли поэтов на чудесные стихи.
Ты прав - одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась,
И вот - дышу.
Афанасий Фет
Аксаков писал: «Как радостно первое появление бабочек! Какое одушевление придают они природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой, продолжительной зимы… Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех... тварей, ползающих, прыгающих и летающих, - бабочка лучше, изящнее всех».
Трудно назвать иные живые существа, которые бы так восхищали своей сказочной красотой, изяществом полёта, разнообразием удивительных форм и красок. Порхающие цветы - такое поэтическое название бабочки заслужили по праву. Хрупкие и прекрасные существа, замысловатые узоры на тончайших крыльях которых, радующие глаз сочетания ярких красок - природа в очередной раз проявила незаурядное дизайнерское мастерство, создав столь дивные существа.
Великолепные цветные иллюстрации, невероятные факты, самые интересные животные ждут вас на каждой странице.
Подробнее: http://www.labirint.ru/reviews/goods/510394/