Опытный специалист по семейной психологии Джон Готтман наглядно показывает, что те стереотипы поведения, которые мы привыкли считать «правильным», не способствуют становлению эмоционального интеллекта ребенка. В книге есть все необходимое чтобы диагностировать свой тип поведения, и найти стратегии поведения, которые лучше всего подойдут вашей семье, а также поможет:
Это книга для родителей, педагогов, учителей.
Об авторе
Профессор психологии в Вашингтонском университете, основатель The Gottman Institute — организации, помогающей семейным парам и родителям налаживать отношения в семье.
Цитаты из книги
Секрет воспитания
Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален.
Три типа родителей
Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа: отвергающие (это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей), неодобряющие (это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций), невмешивающиеся.
Эмоциональное воспитание
«Тебя бесит, что Дэнни забрал у тебя игру, — может сказать отец. — Меня бы это тоже взбесило. Но бить его неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?». Детям важно объяснить, что проблемой являются не их чувства, а их плохое поведение.
Три зоны поведения
Предлагаем родителям создать свою систему правил, состоящую из трех зон — зеленой, желтой и красной. Зеленая зона охватывает поведение, которое разрешено и желательно. Желтая зона — это поступки, которые в целом не разрешаются, но мы можем с ними смириться. Красная зона — это недопустимое поведение.
Конфликты в семье
Продолжайте оставаться в курсе повседневной жизни своих детей. Чтобы защитить детей от негативных последствий супружеских конфликтов, нужно оставаться для них эмоционально доступными. Это требует внимания к повседневным рутинным событиям, вызывающим в детях эмоциональный отклик.
Страх быть брошенным
Существует естественная причина, по которой дети этого возраста зачарованно слушают такие сказки, как «Белоснежка» или «Приключения Оливера Твиста». В этих историях проговаривается страх, общий для большинства детей дошкольного возраста, что однажды их могут бросить.
Отзыв
Все дети рождаются с безграничным любопытством, но как его сохранить, как вырастить ребенка, умеющего прислушиваться к своему сердцу? Множество книг и статей посвящены развитию эмоционального интеллекта - той части нашего я, которая отвечает за мотивацию, самоощущение человека в мире, адаптивные способности, умение создавать и поддерживать отношения. Эта книга - о доверии ребенку, о безусловном принятии, об умении слушать. О том, насколько важно идти за ребенком, отвечать на его потребности, помогать тогда, когда ему нужна помощь, и не вмешиваться, когда он хочет сделать это «сам!», сколько бы ему ни было лет - 2, 12, 22...
Эмоциональный интеллект, помимо прочего, включает в себя способность к глубокой эмпатии, умение мудро вести за собой и следовать за другим, не теряя себя, уважать чужие границы и развивать свои таланты, принимать и дарить любовь и поддержку. Отношения не могут быть подлинно глубокими, не могут развиваться без умения делиться с другим своим внутренним миром. Большинство из нас с раннего детства учится игнорировать или прятать свои чувства, не придавать им значения, а потом мы оказываемся способны только на вымороченные, убогие отношения. В свою очередь то, какой уровень эмоционального интеллекта мы передадим нашим детям, зависит от нашей собственной способности чувствовать и готовности расти и развиваться в этой душевной сфере. Жизнь, со всеми ее радостями и бедами, - это «большая школа» эмоций.
Поэтому книга очень понравилась. Прекрасный публицистический стиль - книга читается на одном дыхании! Не перегружено теорией, сплошная практика и примеры. Эмоциональное воспитание - именно то, что необходимо абсолютно всем детям и их родителям. Найти общий язык, преодолеть проблемы переходного возраста с минимальными потерями - все это возможно на принципах эмоционального воспитания. В книге вы найдете много простых ответов на сложные вопросы о воспитании ребенка. Авторы рассказывают о том, почему эмоциональное воспитание просто необходимо ребенку. В книге приводятся примеры самых разных трудностей в процессе воспитания, а также конкретные советы и способы решения проблем. Прочитав ее, вы, с большой вероятность, пересмотрите многое в себе.
Книга будет полезна как специалистам-психологам, так и педагогам, родителям, так как написана в доступном, легком для понимания изложении. Специалисты найдут для себя материал для диагностики и практической работы с родителями. Родителям помогут понять идеи книги многочисленные примеры из жизни.
СТРАТЕГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Если вы и ваш ребенок будете регулярно практиковать эмоциональное воспитание, то со временем накопите достаточный опыт. Вы станете лучше осознавать собственные чувства и охотнее их выражать. Кроме того, ваш ребенок научится ценить преимущества решения проблем вместе с родителями.
Это не означает, что эмоциональное воспитание гарантирует спокойную жизнь. Вам все равно придется сталкиваться с препятствиями в тех случаях, когда вы, несмотря на желание быть в контакте с эмоциями своего ребенка, по ряду причин, не можете получить от него отчетливый сигнал. Иногда, независимо от того, что вы говорите или делаете, вы не сможете донести до ребенка информацию, так как он будет находиться в своем мире, и с таким же успехом вы могли бы обращаться к стене.
Ниже приводится отрывок из книги «Эмоциональный интеллект ребенка» Джона Готтмана и Джоан Деклер издательства «Манн, Иванов и Фербер» (2015 год), в котором есть несколько стратегий поведения с ребенком в различных ситуациях.
Используйте для воспитания вашего ребенка «строительные леса» и похвалу
«Строительные леса» – это техника, которую семьи, занимающиеся эмоциональным воспитанием, успешно применяли в нашем лабораторном эксперименте с видеоигрой. Во-первых, эмоциональные воспитатели говорили в медленной, спокойной манере и давали детям минимум информации, достаточный только для того, чтобы начать игру. Затем они ждали, пока ребенок сделает что-то правильно и хвалили его за конкретное действие, а не в общем. (Например: «Хорошо! Ты вовремя нажимаешь на кнопки». Во время обучения такой тип похвалы гораздо эффективнее, чем более расплывчатое: «Хорошо! Теперь ты делаешь правильно».) После этого родители, как правило, давали чуть-чуть больше инструкций. И, наконец, они повторяли с детьми каждый шаг, облегчая им переход от простого к сложному. Мы назвали эту технику обучения «строительными лесами», потому что родители использовали каждый маленький успех ребенка, чтобы повысить его уверенность в себе, и подтолкнуть к переходу на следующий уровень компетентности.
” В отличие от чрезмерно критичных родителей, эмоциональные воспитатели не только редко использовали критику и унижение, но и не вторгались на территорию ребенка - то есть не начинали играть вместо него.
Во время возведения «строительных лесов» такие родители говорили размеренно и спокойно – так, как говорит по телевизору мистер Роджерс. Уравновешенный темп его сюжетов резко отличается от другой популярной телевизионной программы для детей «Улица Сезам», предназначенной для передачи конкретных знаний, таких как изучение цифр, алфавита и тому подобного, где используются остроумные, яркие персонажи и быстрый темп, позволяющие захватить и удерживать внимание детей. Речь в стиле Роджерса хорошо подходит для разъяснения сложных понятий, связанных с чувствами и поведением детей.
Не пытайтесь навязать ребенку свои решения
Один из самых быстрых способов помешать эмоциональному воспитанию - сказать ребенку, который расстроен или злится, как бы вы решили эту проблему.
” Чтобы понять, почему, представьте аналогичную ситуацию в вашем браке. Типичный сценарий выглядел бы примерно так: жена приходит домой с работы, расстроенная ссорой со своей коллегой. Ее муж анализирует проблему и, в течение нескольких минут, излагает план решения. Но вместо того, чтобы почувствовать благодарность, жене становится еще хуже. Причина в том, что муж не проявил сочувствия, не показал, что понимает, какие грусть, гнев и разочарование она испытывает. Единственное, что он показал – как можно просто решить проблему. Для нее же это может значить, что она не слишком умна, раз не сумела додуматься до этого решения сама.
Представьте себе, насколько бы ей стало лучше, если бы вместо немедленного совета, муж предложил ей помассировать спину, а в это время просто послушал, как она описывает свою проблему. Выговорившись, она может начать придумывать собственные решения, и вот тогда, уже доверяя к этому моменту своему супругу (и отлично себя чувствуя после массажа спины), она может попросить его совета. В конце концов, муж предложит совет, а жена получит решение, которое она сможет услышать. Она ощутит поддержку своего партнера, не будет чувствовать себя униженной и ее самооценка повысится. Этот метод работает и в отношениях родителей с детьми.
” Родители могут быть разочарованы нежеланием детей принять непрошеный совет - особенно учитывая тот объем мудрости и жизненного опыта, которым они могут поделиться. Но, как правило, дети на таких советах не учатся. Ведь предложить решение до того, как проявлено сочувствие – это все равно что поставить каркас дома до того, как заложен прочный фундамент.
Будьте честны со своим ребенком
Кажется, что у большинства детей есть шестое чувство, когда их родители, особенно отцы, говорят им правду. Поэтому эмоциональное воспитание должно быть чем-то большим, чем механическое произнесение фраз: «Я понимаю» или «Меня это тоже свело бы с ума». Правильные слова не сблизят вас с ребенком, если они не идут от сердца. Более того, жульничество может стать причиной утраты доверия и вбить клин в ваши отношения. Так что прежде чем что-то сказать, удостоверьтесь, что вы действительно понимаете своего ребенка. Если вы не уверены, то просто говорите то, что видите и слышите. Задайте ребенку несколько вопросов, старайтесь держать линию связи открытой, и ни в коем случае не фальшивьте.
Читайте вместе детские книги
С младенчества и до подросткового возраста прекрасным способом познакомить ребенка с эмоциями служит чтение хороших детских книг. Книги помогают детям создать словарный запас для разговора о чувствах, и рассказывают о различных способах, при помощи которых люди справляются с гневом, страхом и печалью.
” Правильно подобранные, соответствующие возрасту книги могут дать родителям повод поговорить о вопросах, традиционно вызывающих затруднения, например, «откуда берутся дети» и «что случилось с дедушкой, когда он умер».
Хорошим поводом для семейных бесед может служить совместный просмотр телевизионных программ или фильмов. Но я думаю, что книги работают лучше, потому что читатель и слушатель могут в любой момент остановиться и обсудить то, что их взволновало. Кроме того, при чтении вслух у детей возникает ощущение, что в истории принимает участие их семья, поэтому сюжет и характеры кажутся им ближе.
Хорошо написанные детские книги могут помочь взрослым войти в контакт с эмоциональным миром своих детей. Одна из матерей в нашей родительской группе рассказывала, как она читала своей десятилетней дочери рассказ о группе девочек ее возраста. Девочки в рассказе были расстроены тем, что одна из них должна была уехать. Это была простая история о вполне обычной ситуации, но она глубоко тронула мать, которая вновь испытала все те чувства, которые она пережила, когда ее семье пришлось переехать. Вспомнив, какой преданной может быть детская дружба в этом возрасте, мать смогла лучше понять значение дружбы для своей дочери.
К сожалению, многие родители перестают читать детям вслух, как только те научатся читать сами, но некоторые все же продолжают читать своим детям книги вплоть до подросткового возраста. Подобно привычке собираться вместе за ужином, чтение вслух дает гарантию, что взрослый и ребенок будут постоянно встречаться и делиться тем, что их интересует.
Продолжение можно прочесть в Главе №4 книги –«Эмоциональный интеллект ребенка», Джон Готтман, Джоан Деклер
ПРАВИЛЬНО ЛИ СКРЫВАТЬ ССОРЫ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ДЕТЕЙ?
ПОПРОСИТЕ ВЗРОСЛЫХ, ЧЬИ РОДИТЕЛИ БЫЛИ НЕСЧАСТЛИВЫ В БРАКЕ, вспомнить детство, и скорее всего, вы услышите рассказы о печали, неоправдавшихся надеждах и переживаниях. Кто-то из них расскажет, каким необъяснимым был развод их родителей, и сколько боли он им причинял. Другие вспомнят, что их родители были несчастливы в браке, но решили не разводиться «ради детей», и что им было очень тяжело смотреть, как два самых важных человека в их жизни изо дня в день причиняют друг другу боль.
Не важно, состоит пара в браке, живет раздельно или разведена: если мать и отец относятся друг к другу враждебно и с презрением, их дети страдают. Ваши взаимоотношения, будь это брак или развод, создают для детей «эмоциональную экологию». Так же как здоровье дерева зависит от качества окружающих его воздуха, воды и почвы, эмоциональное здоровье детей определяется качеством связей между окружающими его людьми. Ваше взаимодействие с партнером влияет на достижения вашего ребенка, его способность управлять своими эмоциями и находить общий язык с окружающими. Если родители помогают и поддерживают друг друга, их дети обладают более развитым эмоциональным интеллектом. Если дети постоянно становятся свидетелями враждебных отношений родителей, они могут столкнуться с серьезными проблемами в будущем. Для детей вреден не только сам конфликт между родителями, но и то, каким образом он ведут спор.
Для родителей (состоящих в браке или разведенных), которые находятся в состоянии семейного конфликта, это может быть тревожной новостью, но я надеюсь, что она станет для них поводом улучшить отношения.
Есть и хорошая новость: эмоциональное воспитание может оказывать буферное действие в супружеских конфликтах. Дети, чьи родители помогают им справляться с отрицательными чувствами, защищены от многих разрушительных последствий семейных потрясений, в том числе, и от последствий развода. На сегодняшний день эмоциональное воспитание является единственным методом, который имеет доказанный буферный эффект, предохраняющий ребенка от последствий развода.
И, наконец, план действий, направленный на то, чтобы стать хорошим родителем, подходит и для улучшения отношений между супругами. Те же взаимоотношения, что родители практикуют со своими детьми, - эмоциональная осознанность, сочувствие и открытое совместное решение проблем – являются хорошим способом сохранить брак. Так что, становясь лучшими родителями, вы одновременно улучшаете отношения с супругами.
Защита ребенка от негативных последствий супружеских конфликтов
УЗНАВ, ЧТО ИХ ССОРЫ наносят детям огромный ущерб, некоторые родители могут задуматься о необходимости полностью прекратить супружеские конфликты, или, по крайней мере, скрывать их от детей. Это не просто плохая идея, ее невозможно реализовать. Конфликты и гнев являются нормальными составляющими повседневной семейной жизни. Пары, которые могут открыто выражать свои разногласия и договариваться, имеют лучшие отношения в долгосрочной перспективе. Родители, признающие свои отрицательные эмоции, имеют больше возможностей помочь своим детям справиться с чувствами гнева, печали и страха. Наблюдая определенные виды семейных конфликтов, дети могут извлечь из них пользу, особенно если родители вежливо выражают несогласие и конструктивно подходят к решению проблем. Если дети не видят, как взрослые спорят, сердятся друг на друга, а затем разрешают свои разногласия, значит, они не получают важных уроков, которые могут развить их эмоциональный интеллект.
Разрешать конфликты следует так, чтобы они стали для ребенка положительным примером, а не негативным опытом. Конечно, это легче сказать, чем сделать, особенно, учитывая то, как супруги (и бывшие супруги) могут раскаляться от эмоций друг друга. Тем не менее, родители могут относиться друг к другу так, чтобы приносить пользу своим детям.
Продолжение можно прочесть в Главе №5 книги –«Эмоциональный интеллект ребенка», Джон Готтман, Джоан Деклер
Сайт: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/