С помощью предложенных в этом пособии заданий ребенок попробует себя в роли дизайнера и поймет, как важно иметь хороший вкус, развитое воображение, видеть окружающий мир целиком и находить красивые решения. Он научится обращать внимание на обычные вещи, облагораживать их и превращать в предметы, достойные восхищения. Составляя композиции и украшая подвески, ребенок усвоит законы гармонии.
Цель. Знакомство и освоение простых композиций, составленных из геометрических элементов — квадратов.
Организация занятия. Выполнение такого задания приучит глаз и руку к гармоническому порядку, и позже, когда Вы будете составлять композиции с нарушенной симметрией, чувство гармонии не даст нам превратить в хаос свободные композиции. Но, прежде чем приступать к декорированию бутылки, следует выполнить несколько тренировочных упражнении на бумаге. Это поможет освоиться с материалом, отработать некоторые навыки и технологические приемы.
Задание 1. Для работы понадобятся большие и малые квадраты двух цветов по 10-12 шт. каждого вида. Для выполнения заданий в тетради лучше использовать обычную цветную бумагу и клей-карандаш, чтобы сэкономить самоклеящуюся бумагу для декорирования бутылочек.
Па белом прямоугольнике в тетради раскладываем и двигаем квадраты, составляя из них разные комбинации. Делаем несколько вариантов. Чем богаче фантазия, тем больше вариантов получится. Обратите внимание на то, как с этим заданием справился дизайнер: его работы представлены на той же странице. Выбрав лучшую композицию, вклеиваем ее в тетрадь.
Задание 2. Второе задание в занятии позволяет ребенку применить полученные при выполнении первого задания навыки для декорирования более сложной формы — изображения предмета.
Цель. Знакомство и освоение простых композиций, составленных из геометрических элементов — квадратов и треугольников.
Проводится аналогично занятию 1.
Цель. Освоение приемов построения простых абстрактных композиций с использованием лент разной ширины, полос, спиралей и змеек.
Организация занятия. Очень интересные узоры можно придумать, используя сочетания прямых наклонных и кривых линий. При этом следует помнить, что в узоре важны не только Форма полосок, но также их расположение, интервалы между ними, их толщина — именно это придает узору легкость и плавность или плотность и жесткость.
Обратите внимание детей, на то, как линия, расширяясь, превращается в полоску, полоска, изгибаясь, превращается в ленточку, ленточка, закручиваясь, становиться завитком.
Проводится аналогично занятию 1.
Обратите внимание
При выборе формы бутылочки следует учитывать, что вытянутая форма придает стройность и возвышенность всей композиции, а горизонтальные формы больше подходят для изображения каких- либо традиционных сюжетов.
Цель. Освоение приемов построения сложных абстрактных и тематических композиций.
Организация занятия. От геометрических декоративных композиции из треугольников, квадратов и полосок мы переходим к более сложным абстрактным и тематическим: ленточки — это «ветви», а заостренные овалы — «листья». Из полос не трудно дом «построить», а волнистые линии подойдут для изображения моря и облаков. При составлении декоративных композиции нужно помнить, что умелое упрощение формы нисколько не вредит выразительности изображаемого образа. Приглушая и опуская детали изображения, мы делаем более заметным главное.
Задание 1. Прежде всего нужно решить, какую композицию создавать — абстрактную или тематическую. Рассмотрите внимательно абстрактные и тематические декоративные композиции, созданные дизайнером. Для тематической композиции дети самостоятельно или советуясь с педагогом выбирают тему. В работе можно использовать весь арсенал фигур —квадраты. треугольники, полоски, ленточки и завитки и любые другие простые формы, которые могут понадобиться для воплощения замысла.
Задание 2. Теперь дети, выполнявшие абстрактную композицию на прямоугольнике, пусть выберут тему, а делавшие тематическое изображение, создают абстрактный узор.
Задание 3. Наконец можно приступить и к декорированию бутылочки.
Нарежьте из самоклеящейся бумаги различные разноцветные полоски, призовите в помощь всю свою фантазию и выполните оригинальную композицию на приготовленной бутылочке. Однако тут ребенка подстерегают небольшие трудности. Во-первых, нужно быть осторожным при работе с легко бьющимся материалом. а во-вторых на стекле невозможно отмечать карандашом место приклеивания, но глазомер ребенка к этому времени уже должен быть достаточно натренирован набело, если получится немного криво, можно легко отделить фигурку от плоскости стекла и переклеить ее снова.
Приклеивая длинную полоску, не стоит сразу снимать всю защитную пленку. Делайте это постепенно, по мере приклеивания полоски.
Посмотрите, как обыкновенная бутылочка постепенно превращается в красивый декоративный сосуд.
Цель. Освоение простых приемов украшения круга.
Организация занятия. Предыдущее занятие закончилось изготовлением декоративного сосуда, пли красивой бутылочки, или вазы — кому как больше нравится. Теперь можно поставить туда живой цветок, например, розу — и подарок готов. Однако живые цветы недолговечны. Но настоящий дизайнер всегда найдет выход из ситуации: можно, например, вместо цветов разместить в вазе живописную веточку, украшенную декоративными подвесками.
Подвески могут быть любой формы, но мы начнем с самого простого, но очень эффектного варианта круглых подвесок с геометрическим орнаментом.
Для работы необходимо взять тонкий цветной картон или плотную глянцевую бумагу и вырезать кружки радиусом 3,5 см. Можно использовать упаковку из-под молока или соков. Коробочки внутри покрыты серебряной фольгой. Это очень удобно при изготовлении подвесок. Наружную, рекламную сторону при этом нужно заклеить цветной бумагой или пленкой. Не забывайте вкладывать нитку между слоями, когда делаете подвески.
Теперь нужно нарезать из самоклеящейся бумаги или пленки орнаментальные детали и украсить кружок с двух сторон. Необходимо сделать 10-12 подвесок.
Цель. Знакомство с некоторыми простыми формами подвесок и вариантами их декоративного оформления.
Организация занятия. Ранее мы знакомились с некоторыми способами украшения круглых подвесок треугольниками и квадратами. Но, как известно по предыдущим занятиям, у нас в арсенале имеются и другие формы ленты, полосы, спирали, овалы и т.д. Кроме того, сами подвески не обязательно должны иметь форму круга они могут быть в виде сердечка, звездочки, рыбки, солнышка, месяца, квадрата, ромба, любого многоугольника. Выбор формы даст дополнительный простор детской фантазии, чему и посвящено это занятие. Нa полях странички с заданиями можно отыскать некоторые подсказки, хотя и необязательно ими пользоваться.
Цель. Использование ранее полученных знаний для самостоятельной работы но декоративному оформлению подарка.
Организация занятия.
Boт и наступило последнее занятие. Мы научились превращать обычную бутылку в декоративную вазу, а из картона и бумаги делать замечательные подвески. Осталось одна небольшая, но важная деталь. Та, что соединяет первое и второе, а именно, чудо-ветка.
Ветку можно найти во дворе, в лесу или парке. Конечно. никто не станет ломать живые деревья. Сухих веток достаточно, особенно осенью. Ветка должна выглядеть как маленькое деревце — крепкая и развесистая. Если есть необходимость, то слишком длинные отростки ее можно подрезать. Ветка естественно должна подходить к нашему декоративному сосуду и свободно проходить через горлышко. Ветку следует покрасить. Лучше всего подойдет белая гуашь, но можно взять и акриловую или водоэмульсионную краску. Когда краска высохнет, необходимо собрать наш подарок в единое целое.
И в конце — несколько советов общего характера. Если подарок имеет отношение к новому году, то подбирайте соответствующие теме холодные цвета —синий, голубой, белый; очень эффектно смотрится серебряная фольга, бронза с фиолетовыми вставками. Если подарок тематически связан с весной, то лучше брать весеннюю гамму - это нежно зеленые цвета, желтый разных оттенков, а для контраста добавьте немного черного цвета.
Надеемся, что эта работа доставила детям много радости.