Данное методическое пособие познакомит Вашего ребенка с историей и традициями искусства Гжели. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения орнамента и законы композиции. Уроки на страницах альбома научат Вашего ребенка воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.
Цель. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом — «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки).
Организация занятия.
Это вводное занятие, на котором дети получают самое общее представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития. Прежде чем приступать непосредственно к рисованию, следует рассказать детям о промысле, показать иллюстрации или изделия гжельских мастеров, воспользоваться материалами из альбомов, слайдов, плакатов, открыток. Хорошо, если есть возможность сводить детей в музей прикладного искусства.
Выполнение задания.
Сначала дети на отдельном листке бумаги учатся получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем выполняют задание в тетради — учатся проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью (№ 20-4).
Цель. Освоение простого гжельского орнамента-сеточки.
Организация занятия.
Детям следует рассказать, чем отличается большое красивое блюдо для праздничных застолий от повседневной посуды, которой люди пользуются каждый день. Затем дети внимательно рассматривают узор на блюде и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.
Выполнение задания.
Дети должны, уловив закономерность расположения орнамента, закончить оформление блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Лист (альбом) можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находилась в естественном и удобном положении.
Цель. Освоение традиционных гжельских орнаментов и бордюров.
Организация занятия.
Дети внимательно рассматривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в народном искусстве.
Выполнение задания.
Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.
Цель. Освоение традиционных форм гжельской росписи в полосе.
Организация занятия.
Практическое занятие предваряет короткий рассказ педагога, в котором он акцентирует внимание детей на том, что именно в гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры заключается прелесть гжельской художественной майолики.
Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для посуды, и еще они очень любили делать из глины маленькие фигурки людей, животных и птиц. Довольно часто они объединяли два своих увлечения, и тогда получались такие изделия, как масленка, изображенная в тетради. Рядом приведены орнаменты, какими часто украшали посуду.
Выполнение задания.
Это упражнение на импровизацию — детям предлагается самостоятельно расписать масленку, используя или не используя полученные навыки и приведенные примеры.
Цель. Знакомство с традиционным элементом гжельской росписи — «капелькой».
Организация занятия.
Учитель объясняет значение данного мазка в росписи. Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.
Выполнение задания.
Дети рисуют в тетради по образцам простейшие элементы росписи. Для воспроизведения мазка необходим определенный навык, который появится в процессе работы над альбомом.
Цель. Освоение простейших видов растительных орнаментов.
Организация занятия.
Дети знакомятся с вариантами построения простых орнаментов в розетке с использованием мазков «капелька».
Выполнение задания.
Дети украшают центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трех примеров для подражания, или придумывают свой узор.
Цель. Знакомство с традиционной техникой гжельского мазка — мазок с тенью.
Организация занятия.
Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями — это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти — к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.
Выполнение задания.
Дети стараются воспроизвести предложенные образцы линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, № 10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.
Цель. Освоение техники гжельского письма — мазок с тенями.
Организация занятия.
Очень часто гжельские мастера использовали посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любили они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого труда найти на изделиях мастеров самые разные здания, мосты, дворцы, избы, храмы.
Выполнение задания.
В данном случае художник нарисовал сказочный терем, причем левая его половинка зеркально похожа на правую. Дети должны дорисовать рисунок и восстановить сказочный терем.
Цель. Освоение мазковой техники гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.
Организация занятия.
Синяя роза — один из главных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рассматривают изображения различных типов цветов в изделиях гжельских мастеров. Основой их изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, по-другому — «агашка».
Выполнение задания.
Для мазковой росписи используется кисть среднего размера (№6—№8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа, при работе можно вращать альбом так, чтобы удобно было наносить мазки.
Цель. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи — цветка.
Выполнение задания.
Дети, используя в качестве примера изображенные в правой части листа расписанные чашку и сахарницу, аналогичным образом расписывают чайник. Изображение гжельской розы наносится с использованием традиционной техники, изученной на предыдущем занятии.
Цель. Знакомство с традиционной техникой декоративного изображения гжельских птиц.
Организация занятия.
Птица— один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.
Выполнение задания.
Дети берут чистый лист бумаги и пробуют на нем воспроизвести гжельскую птицу.
Цель. Освоение главного мотива гжельского народного промысла — птицы.
Организация занятия.
«Синяя птица» — птица счастья. Педагог рассказывает детям о роли птиц в русской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.
Выполнение задания.
Детям предлагается рамка, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить маме или бабушке.
Цель. Используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбрать композицию и красиво расписать кумган.
Организация занятия.
На этом занятии применяются все ранее полученные навыки и знания. Детям предлагается самостоятельно расписать кумган. Кумган — это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.
Выполнение задания.
Порекомендуйте детям сосредоточиться на композиционном решении узора и всего оформления сосуда.