Вашему ребенку будет интересно и познавательно узнать, как изготавливается каргопольская глиняная игрушка. Он весело и увлекательно проведет свой досуг, сможет изготовить самостоятельно собственную глиняную лошадку и раскрасить ее. В этом пособии приводятся некоторые приемы лепки и росписи каргопольских игрушек. Все задания усложняются по мере освоения материала, идут от простых к сложным и сопровождаются яркими красивыми фотографиями игрушек.
Основные элементы этой росписи - это полоски, дуги и овалы. Ребенок узнает, что такое солярный знак, по какому принципу лепятся игрушки этого промысла, научится делать сложные фигурки человечков.
Занимаясь по этому развивающему пособию, ваши дети не только отлично проведут время, но и получат много новой и полезной информации о древних традициях мастеров этого народного промысла.
Каргополь — древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. И окрестных деревнях издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием.
Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополе были свистульки-утушки. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное же от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный крут. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили маленькие забавные фигурки. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был недолог.
В XX веке промысел почти угас Так бы мы ничего о нем не узнали, если бы не жил в деревне Гринево Иван Васильевич Дружинин (1887-1949). Во многом благодаря усилиям этого потомственною гончара в 30-е годы прошлого столетия промысел возродился Игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны как «классические» каргопольские игрушки. Еще один яркий народный мастер, имя которого нельзя обойти при рассказе о возрождении промысла, — это Ульяна Ивановна Бабкина (1889-1977). Бабушка Ульяна тоже переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Сохранив до старости детское восприятие, она, как ребенок, радовалась своим игрушкам. В ее руках рождались из глины почти живые существа, с которыми старушка в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Так же дети, создавая глиняную игрушку, одушевляют ее. Изделия бабушки Ульяны еще больше подогрели» интерес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе. Первым руководителем этой творческой мастерской стал Александр Петрович Шевелев (1910-1980). Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции.
Все хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши дни глиняные фигурки можно условно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжетные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повторению натуры. Лучшие современные мастера стараются сохранять и развивать древние Традиции. Однако сейчас промысел переживает далеко не лучшие свои дни, ведь простота произведений народных мастеров — только кажущаяся на первый взгляд Ее нельзя придумать. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. За этой простотой — опыт многих поколении художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Постараемся и мы ощутить красоту народного искусства» почувствовать его силу и глубину.
Цель. Освоение простейших элементов каргонольской росписи — полосок, дуг и овалов.
В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить. Так среди элементов узора часто попадаются круги, кольца и круги с крестом внутри — это древние знаки Солнца, а смыкающиеся скобки и дуги символизируют зерна и пашню — знаки плодородия Земли. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось, и глиняные фигурки превратились в обычные глиняные игрушки — бобки. Однако до сих пор в пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в старинном наряде являла собой образ мира. Символической была каждая деталь. Вот что писал по этому поводу академик Б. А. Рыбаков: «В русской игрушке связь времен уходит очень глубоко, в далекую славянскую старину, иной раз даже в романтику языческой древности. Таковы, например, каргопольские глиняные фигурки женщин с двумя птицами в рутах. Этот сюжет хорошо известен по старинной северорусской вышивке, где в центре сложной композиции на тему "встреча весны" находится изображение богини урожая и благополучия обязательно с двумя птицами в руках».
Выполнение задания. Дети воспроизводят элементы орнамента рядом с образцами на левой странице и дорисовывают орнамент на полях правой страницы. Эта часть задания будет присутствовать во всех последующих занятиях.
Цель. Освоение традиционных каргопольских узоров — солярных знаков.
Солнечные знаки издавна живут в народном изобразительном искусстве. Так круг символизировал дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на весь вольный свет (на четыре «сторонушки») и все времена года зависят от него.
У русских людей некогда бытовало представление о солнце в образе красивою юноши, разъезжающего на белом коне — Яриле или по другим источникам Полкан-богатыре. У древних славян долгое время существовал такой обычай: на Ярилии день подбирали молодого и красивого юношу, сажали на белого коня и возили по нолям, чтобы лучше рос хлеб. Представление о Яриле — весеннем солнце — роднилось с образом молодого красивого юноши, полного сил и здоровья.
Запечатленный в игрушке образ — отголосок древних представлений о Яриле, о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на груди Полкана красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.
Выполнение задания. Дети воспроизводят солярные знаки рядом с образцами и расписывают игрушку Полкана.
Цель. Знакомство с основными принципами лепки каргопольских игрушек.
Каргопольской игрушке, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы предельно упрощены. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня. Игрушки прекрасны еще до того, как мастер берет в руки краски. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольских глиняных статуэток.
Фигурки животных — коня, коровы, оленя — близки между собой по лепке и по росписи. Коня отличают широко расставленные конические столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, маленькая голова со стоящими ушками и очень простая роспись. Фигурка обычно целиком забеливается известкой, кромеголовы, которую закрашивают синим или розовым колером. У лошади «в упряжке» наводится уздечка и сбруя, если боках, как у коровы и оленя, большие буро-красные круги и кресты. Грива пишется росчерком красных и черных линий, хвост—одними черными.
Выполнение задания. Дети самостоятельно лепят каргопольского копя, согласуя свои действия с этапами работы, приведенными и тетради. Затем, после сушки, расписывают его и по своему усмотрению раскрашивают нерасписанные фигурки.
Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек — фигурками крестьян.
Крестьянки, которых изображают каргопальские мастера, обычно очень деятельны: они несут корзину или блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки, стирают белье... Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы — бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопопьской игрушки — «кадриль» и одну или две пары и стоящий в стороне гармонист.
Во всех фигурках, как правило, очень мало деталей, мастер главное. Так руки у женских фигурок полукруглые, они прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Часто руки бывают положены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или воздеты к небу.
Выполнение задания. Дети лепят и расписывают фигурки крестьян.
Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек — оленем, лосем, бараном.
Скульптурки животных, как мы уже говорили, лепятся обычно из единого куска глины. Корову отличает широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, а оленя — ветвистые рога с небольшими выступами-отростками, лося — крепкая шея, небольшая голова и пара ветвистых рогов с небольшими ушками. Морда у сохатого чуть вытянута вперед, рот приоткрыт, острым предметом намечены глаза и ноздри.
Выполнение задания. Дети лепят оленя и расписывают фигурки оленей и миниатюру «Охота на тетеревов».
Цель. Знакомство с традиционными формами игрушек — медведями и Полканом.
Характерным для каргопольских игрушек есть очеловечивание животных. Медведи и барашки работают в кузнице, животные играют на гармони и т.д.
Собираясь лепить Полкана, проговаривай: «Полкана-богатыря сделаю. В старину ж помогал людям землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги, что у коня — быстрые. А на них золотые копыта».
Выполнение задания. Дети лепят и расписывают фигурки медведя и Полкана.