"Мезенская роспись". Художественный альбом для занятий с детьми 6-8 лет

Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Рекомендуется для занятий с детьми 6 - 8 лет.
По тетради проводятся художественные занятия; "Мезенские росписи", "Узоры в прямой клетке", "Простые элементы", "Узоры в косой клетке", "Ленточный орнамент", "Роспись поставка", "Уточки и лебеди", "Роспись коробухи (крышка)", "Цветы и деревья", "Роспись утицы", "Олени и кони", "Роспись доски".

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 1. Мезенские прописи

Цель. Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — прямых и волнистых линий.

Организация занятия. Перед тем как дети приступят к практическому занятию, необходимо рассказать им о промысле, его истории, географии, показать образцы, выполненные народными мастерами, или их изображения.

Выполнение задания. Дети стараются воспроизвести представленные образцы. Для облегчения задачи задание дается в квадратных формах.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 2. Узоры в прямой клетке

Цель. Знакомство с простым геометрическим орнаментом.

Организация занятия. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Выполнение задания. Дети повторяют предложенные узоры в квадратах.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 3. Простые элементы

Цель. Освоение простых элементов мезенской росписи — спиралек и зигзагов.

Организация занятия. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 4. Узоры в косой клетке

Цель. Освоение традиционных мезенских орнаментов.

Организация занятия. Рассмотреть с детьми построение орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.

Выполнение задания. По намеченным линиям дети копируют элементы узора и заполняют ленту до конца страницы.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 5. Ленточный орнамент

Цель. Знакомство с ленточным орнаментом.

Организация занятия. Следует обратить внимание детей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов.

Выполнение задания. Дети вначале кистью наносят границу полосы, а затем при помощи пера (или кисти) воспроизводят орнамент черной краской.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 6. Роспись поставка

Цель. Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.

Организация занятия. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Дети рассматривают в тетради рисунок коробухи, называют элементы геометрического орнамента, из которого построен декор. А начать занятие можно с пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни — поставок, коробух, солонок, туесов и т. п.

Выполнение задания. Дети самостоятельно составляют геометрический орнамент и расписывают поставок.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 7. Уточки и лебеди

Цель. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.

Организация занятия. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения птиц. В альбоме показана последовательность исполнения росписи наиболее распространенных образов — уточек и лебедей. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 8. Роспись коробухи (крышка)

Цель. Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.

Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи на круговой форме. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие узоры, сделанные на круге.

Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям производят роспись крышки коробухи.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 9. Цветы и деревья

Цель. Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи.

Организация занятия. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения цветов и деревьев.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 10. Роспись утицы

Цель. Декоративное оформление утицы узором с мотивом дерева (цветка).

Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи ковша. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие предметы с изображением цветов и деревьев.

Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на ковше другой формы. Затем по опорным линиям производят роспись ковша.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 11. Олени и кони

Цель. Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.

Организация занятия. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Выполнение задания. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Занятие 12. Роспись доски

Цель. Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом.

Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи туеса с изображением оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок мезенской прялки. Хорошо, если есть возможность показать и другие образцы росписи с изображением животных.

Выполнение задания. Дети самостоятельно расписывают доску. При необходимости можно предварительно произвести разметку карандашом. Однако было бы очень хорошо завершить данный цикл обучения росписи декорированием реальной разделочной доски, которую можно изготовить в школьных мастерских или же купить на рынке, вернисаже.

Искуство-детям. Мезенская роспись

Искуство-детям. Мезенская роспись

Искуство-детям. Мезенская роспись

Искуство-детям. Мезенская роспись

Искуство-детям. Мезенская роспись



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования