Игра — одна из основных потребностей ребенка. На эту волну настроен его маленький мозг, впитывающий новое с удесятеренной силой и старанием. Играя, он усваивает правила и закономерности, учится выбирать, рассуждать, принимать решения. Познавательный мотив, рождающийся в игре, готовит малыша к дальнейшим шагам развития — учебе, овладению прикладными знаниями и умениями, науке общения, понимания и дружбы.
Игры для детей от 1 года
Первый год жизни ребенка – один из самых важнейших периодов его развития. В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир, соответственно, игры для ребенка этого возраста должны обеспечивать возрастные требования маленького человека. Это яркие цвета, простые формы, отсутствие острых углов, мелких деталей и необработанных материалов, возможность воспроизведения каких-либо звуков, безопасность материала.
К играм, отвечающим всем этим требованиям, можно отнести:
- пластмассовые и мягкие пирамиды (развитие моторики рук, цветовое восприятие, форма предмета);
-цифровую змейку и паровозик на липучках (развитие моторики, сопоставление деталей, цвет, форма);
- мякиши (цвет, форма, свойство предмета – мягкий);
-неваляшки (слуховое восприятие, форма, цвет);
-развивающий коврик (развитие моторики, цветовое восприятие, логическое мышление);
- развивающие центры (развитие моторики рук, звуковое восприятие, цветовое восприятие, причинно –следственные связи)
- кукольный театр (развитие речи);
-традиционные русские дергунчики (цвет, форма, фактура, причинно – следственные связи);
- логический куб (развитие моторики рук, цвет, форма, логическое мышление).
- «лабиринт» (развитие мелкой моторики рук, форма)
-«Звуковая дорожка» (слуховое восприятие, причинно – следственные связи, становление прямохождения);
- развивающие книжки с элементами различных фактур (тактильное развитие);
- звуковые панели с имитацией звуков «Город», «Ферма» (слуховое восприятие, логика);
- мячики массажные;
- серия книг «Школа семи гномов» от 0 до 1 года;
- пластмассовый конструктор «Колобок» (цвет, форма, сопоставление деталей, развитие моторики)
С года до 3 лет ребенок активно исследует пространство (верх - низ, вперед - назад), осваивает время (день – ночь, утро – вечер), учится работать по образцу, происходит активное накопление слов и формирование лексической базы речи, накопление и обобщение первого опыта, появляется самосознание (Я!) и (Я сам!).
Игры для детей этого возраста должны давать ребенку представления о форме, цвете, величине и фактуре предметов, давать возможность различных манипуляций с игрушкой (складывать, сопоставлять, накладывать, нанизывать, вставлять, разбирать –собирать), проявлять творческую инициативу.
К этой возрастной группе относятся такие игры, как:
- мозаика Полянка с крупными деталями (моторика рук, цвет, форма, фантазия и творчество);
- доски –вкладыши и доски с подслоем (координация движений, логика, мышление);
- коврик с силуэтами (цвет, форма, логика);
- картинки –половинки (логика);
- блоки Дьенеша и пособия к ним (развитие интеллектуальных способностей у детей, возможность коллективного взаимодействия, социально-нравственное развитие ребенка, цвет, форма, величина, объем, логика);
- объемный конструктор «Клоун», «Притворщик» и его плоскостные варианты «Лицо-эмоции», «Полоски» - все детали которого присоединяются с помощью липучек, что дает возможность варьировать формы, применять ту или иную деталь в разном качестве, получать практический опыт формирования образа – создания человеческой фигуры, животного или декоративного картины.
- матрешки – традиционные и по сказкам;
- конструктор «Кроха» - набор из разного количества сопоставляющихся деталей с дополнительными элементами: деревья, машины, человечки и т.п.
- «Сложи квадрат» Никитина -1 категория – логическая головоломка, состоящая из 12 элементов, каждый из которых является отдельной головоломкой;
- Логический домик (цвет, форма, логика, творчество);
- Фонематика (слуховая память , зрительное восприятие, память);
- Стучалка (координация движений, форма, цвет);
-Пальчиковые краски и пособия к ним (зрительно-моторная координация, цвет, мелкая моторика);
- Пластилин на растительной основе (мелкая моторика, цвет, творчество);
- мягкая глина фирмы «Амос», дающая практически неограниченные возможности моделирования;
- серия книг «Школа Семи Гномов»
- Шнуровки (мелкая моторика, координация)
Следует отметить, что практически все игры, рассчитанные на детей от 0 до 1 года, главным образом развивают мелкую моторику рук, что в данном возрасте является предпосылкой психофизического развития ребенка. Можно сказать, что через свои пальчики дети этого возраста получают информацию об окружающем мире, анализируют ее и делают выводы.
Игры для детей с 2 до 3 лет
С года до 3 лет ребенок активно исследует пространство (верх - низ, вперед - назад), осваивает время (день – ночь, утро – вечер), учится работать по образцу, происходит активное накопление слов и формирование лексической базы речи, накопление и обобщение первого опыта, появляется самосознание (Я!) и (Я сам!).
Игры для детей этого возраста должны давать ребенку представления о форме, цвете, величине и фактуре предметов, давать возможность различных манипуляций с игрушкой (складывать, сопоставлять, накладывать, нанизывать, вставлять, разбирать –собирать), проявлять творческую инициативу.
К этой возрастной группе относятся такие игры, как:
- мозаика Полянка с крупными деталями (моторика рук, цвет, форма, фантазия и творчество);
- доски –вкладыши и доски с подслоем (координация движений, логика, мышление);
- коврик с силуэтами (цвет, форма, логика);
- картинки –половинки (логика);
- блоки Дьенеша и пособия к ним (развитие интеллектуальных способностей у детей, возможность коллективного взаимодействия, социально-нравственное развитие ребенка, цвет, форма, величина, объем, логика);
- объемный конструктор «Клоун», «Притворщик» и его плоскостные варианты «Лицо-эмоции», «Полоски» - все детали которого присоединяются с помощью липучек, что дает возможность варьировать формы, применять ту или иную деталь в разном качестве, получать практический опыт формирования образа – создания человеческой фигуры, животного или декоративного картины.
- матрешки – традиционные и по сказкам;
- конструктор «Кроха» - набор из разного количества сопоставляющихся деталей с дополнительными элементами: деревья, машины, человечки и т.п.
- «Сложи квадрат» Никитина -1 категория – логическая головоломка, состоящая из 12 элементов, каждый из которых является отдельной головоломкой;
- Логический домик (цвет, форма, логика, творчество);
- Фонематика (слуховая память , зрительное восприятие, память);
- Стучалка (координация движений, форма, цвет);
-Пальчиковые краски и пособия к ним (зрительно-моторная координация, цвет, мелкая моторика);
- Пластилин на растительной основе (мелкая моторика, цвет, творчество);
- мягкая глина фирмы «Амос», дающая практически неограниченные возможности моделирования;
- серия книг «Школа Семи Гномов»
- Шнуровки (мелкая моторика, координация)
Игры для детей с 3 до 5 лет
Дети 3-5 лет активно постигают сюжетно-ролевую игру, в процессе которой познают символизм действия, символическое обозначение предметов, занимаются продуктивной деятельностью (рисование, конструирование, творчество), понимают значение общественно-значимой деятельности, элементарному труду, усваивают сенсорные эталоны (форма, величина, цвет, толщина, длина), проходят социальную адаптацию, освоение этических норм жизни.
Игры для детей 3-5 лет разнообразны:
-настольно-печатные игры
-игровые сюжетные наборы
-простейшие сборные модели
-конструкторы
-книги
-глина для лепки, пластилин,
-витражи и витражные краски фирмы «Амос».
Ребенок в этом возрасте проявляет инициативу, фантазию в игре, сфера его игровой деятельности очень разнообразна, кругозор ребенка постоянно расширяется, он с удовольствием постигает новое и получает новые знания.
Для детей этой возрастной группы рекомендуются такие игры, как:
- Цветные счетные палочки Кюизенера и пособие «На золотом крыльце» (развитие памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение элементов художественного конструирования, освоение пространственных отношений, знакомство с масштабом)
- Настольно-печатные игры: серия «Учись, играя» и «Играя, учись» (логическое мышление, умение классифицировать предметы по группам, мелкая моторика)
- Блоки Дьенеша (развитие интеллектуальных способностей, цвет, форма, величина, объем, логика)
- Сложи квадрат Никитина II уровень (память, логика, мышление, мелкая моторика)
- Сложи узор (развитие способности к анализу и самоанализу, зрительная память, умение решать нестандартные задачи, развитие интеллекта)
- Мозаика «Азбука» и «Азбука + математика»
- Наборы «Доктор», «Магазин», «Парикмахерская «и т.д. для сюжетно-ролевой игры
- Настолько-печатные игры по правилам : «Курочка Ряба», «Колобок», «Русалочка», Опасно-Безопасно, «Во саду ли, в огороде», «Большие и маленькие», «Логический поезд»
- Электровикторина «Смекалочка» (расширяет представление об окружающем мире, ребенок учится рассказывать, различать цвета, знакомится с различными профессиями и видами спорта, животными, растениями, временами года, временами суток)
- Обучающий компьютер «МульиБук» (в игровой форме программы по обучению грамоте, письму, математике, музыке + логические игры)
- Серия книг «Школа семи гномов»
- Говорящая азбука (знакомство с алфавитом), плакаты и кубики с буквами, пазловые серии игр «Учись, играя».
- Первое чтение, Умные кубики – обучение основам чтения.