Развивающие игры для детей позволяют малышам приобретать новые навыки и знания, постепенно, в игровой форме, знакомясь с окружающим миром.
Игры с юлой
Кто в детстве не играл с юлой? Наверное, нет таких. Это забавная игрушка всегда нравится малышам и они готовы играть с ней часами. Знакомить детей с юлой лучше пораньше, где-то с шести месяцев. Пустьребенок потрогает ее, повертит в ручках и посмотрит как мама или папа делают так, что бы она кружилась, издавала звуки, а внутри скакала лошадка или другое животное.Игры с юлой знакомят малыша с причинно-следственными отношениями; развивают наблюдательность и упражняют внимание, познавательные способности (память , внимание, творческое мышление); стимулирует интерес к новому; вырабатывают зрительно-моторную координацию; отрабатывают новые движения или совершенствуют уже имеющиеся.
1. Посадите малыша возле себя на пол.
2. Покажите ему игрушку. Пусть он ее потрогает.
3. Поставьте юлу рядом с ребенком и запустите ее. Пусть посмотрит, как она кружится.
4. Когда ребенок посмотрел, как действует игрушка, дате ему самому попробовать запустить. Сначала помогите ему. Возьмите его ручку в свою руку и вместе запустите юлу. Порадуйтесь его новому успеху.
5. Можно также использовать для игры неваляшку. Пусть ребенок посмотрит как она качается из стороны в сторону.
Игра с тряпичной куклой
Ребенок все свое время тратит на познание окружающего мира, его внимание привлекает буквально все, что находится в его поле зрения. Но особенно онилюбят наблюдать за двигающими предметами. Поэтому малыша можно надолго занять при помощи тряпичной куклы, которую одевают на руку. Ее можнокупить, а можно сделать из старой перчатки, пришив к ней пуговички (глазки, носик) и вышив ротик. Игра с такой куклой подходит деткам от шести месяцев жизни. Эта игра помогает развить органы чувств, познавательные способности (внимание,память , творческое мышление, экспрессию), реакцию предвосхищения; отрабатывает новые движения, совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки, упражняет мышцы шеи, тренирует поворачивать головку; научиться следить взглядом за двигающимся предметом, обнаруживать местоположение объектов и наблюдать за ними.
1. Наденьте на свою руку игрушку, так чтобы малыш не увидел ее. Возьмите на руки ребенка.
2. Покажите ему куклу. Пускай кукла поздоровается с ним. Скажет как ее зовут. Спросит, как зовут малыша. Да и просто поговорит с ним. Говоря отимени куклы, измените голос.
3. Спрячьте куклу за спиной и опять покажите малышу, дайте потрогать ее.
4. На следующий раз приготовьте две куклы и инсценируйте небольшое представление.
5. Если вы будете каждый раз доставать куклу одним и тем же способом, то ребенок скоро научится предвосхищать ее появление.
6. Позже, когда подрастет малыш, можно играть с ним, надев ему на ручку игрушку.
Альпинист
Ваш ребенок превратился в маленького исследователя, который везде ползает и рассматривает все, что находится у вас на полках. Самое время направить его энергию в более правильном направлении и поиграть с ним в развивающую игру «Альпинист». Эта игра подходит деткам от шести месяцев жизни. Она развивает моторные навыки, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; увеличивает общую подвижность; координацию, развивает уверенность в своих движениях; обучает координировать движения; тренирует различные группы мышц; развивает логическое мышление.
1. При помощи подушек, одеял, одежды соорудите в комнате «горную вершину». Препятствие должно быть по силе ребенку.
2. Предложите малышу вскарабкаться на гору. Покажите ему, как это делается. Залезьте сами на «гору».
3. Малыш с удовольствием полезет «покорять вершину». Будьте рядом с ребенком, помогите, если что-то не будет получаться. Кстати, в этот момент ребенок может проявить свое логическое мышление. Наша доченька, после того, как я показала, как нужно перелезть через «гору», чтобы добраться до любимойигрушки , взяла и обползла эту «гору» вокруг и тоже добралась до игрушки. Но совсем другим путем. Это, кстати, показала, что она умеет мыслить и находить правильный путь к достижению цели (спокойно проползти вокруг, а не карабкаться по «горе».)
4. Потом, когда малыш освоится, можно соорудить целый «горный кряж». И уже всей семьей весело карабкаться, прятаться на этой «вершине».
Плаваю, как рыбка
Во время купания можно поиграть с малышом в развивающую игру «Плаваю, как рыбка». Эта игра подходит деткам от шести месяцев от роду. Эта игра позволяет ребенку привыкнуть к водной среде; научиться небояться в непривычных ситуациях; приобрести уверенность в себе и обучиться доверять окружающим; стимулировать психомоторное развитие, отрабатывать новые движения и совершенствовать уже имеющиеся; развить познавательные способности:память , внимание, творческое мышление; узнать социальные нормы и научиться общаться с другими людьми; развить способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.
1. Приготовьте ванну малышу.
2. Опустите его в воду, посадите его, пусть он вдоволь поплескается, поболтает в воде ручками и ножками, чтобы немного привык к воде.
3. Возьмите ребенка, поддерживая за спинку, так, чтобы он лежал на воде.
4. Начинайте потихоньку двигать его вперед и назад по поверхности воды. Следите, чтобы голова малыша была над водой.
5. Во время движения имитируйте звук парохода или рассказывайте потешку:
«Плаваю, как рыбка я
И туда,
И сюда,
Плим-плим-плим,
Прям как рыбка – налим».
6. Пустите рядом с ребенком яркую игрушку. Пусть малыш попробует ее схватить ручками во время «заплыва».
7. Никогда не оставляйте ребенка самого в ванне.
Туннель
Если малыш уже начал ползать, то с ним уже можно поиграть в развивающую игру «Туннель». Эта игра подходит деткам от шести месяцев жизни. Она тренирует мускулатуру; укрепляет координацию и учит различать лево и право; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; приучает не бояться в непривычных ситуациях; развивает уверенность в себе и учит доверять окружающим; знакомит с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; вырабатывает способности к спонтанному выражению эмоций; разрядке напряжения; ощущения себя как личности.
1. Сделайте из большой коробки (или задрапируйте две стороны журнального столика тканью или целлофаном) туннель. Коробка или столик должны быть достаточно большими, чтобы ребенок мог спокойно по ним пролезть.
2. Посадите малыша на пол возле одной стороны туннеля, а с другой стороны положите игрушку. Или можно просто сесть самому с другой стороны и позвать малыша к себе. Не позволяйте долго находиться ребенку внутри коробки, ведь он может испугаться. Если потребуется, протяните руки и помогите малышу преодолеть препятствие.
3. Проползите сами через туннель. Пусть малыш с радостью встретит вас с другой стороны.
4. Ребенок с удовольствием проползет через туннель, если будет знать, что за ним ползет мама или папа. И наоборот, он с радостью будет ползти вслед за вами через туннель.
Семейный фотоальбом
У вас много семейных фотографий? Организуйте с их помощью развивающую игру для своего малыша. Эта игра подходит деткам от шести месяцев жизни, и еще долго ему не надоест. Такая игра учит следить взглядом за изображениями; тренирует узнавать и отличать близких людей; стимулирует работу органов чувств; развивает познавательные способности (память, внимание, экспрессию, творческое мышление); знакомит малыша с социальным нормами и учит общаться с другими людьми; вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между родителями и ребенком.
1. Отберите часть фотографии со своими родственниками (чтобы были все ближайшие родственники: мама, папа, дедушки, бабушки, тети, дяди, братики, сестрички), и поместите в яркий альбомчик.
2. Возьмите малыша на руки. Скажите ему, что вы сейчас будете смотреть семейные фотографии и откройте альбом.
3. Рассказывайте, кто изображен на фото, кем он приходится ребенку.
4. По принципу этой игры можно сделать подобные развивающие альбомчики с изображениями животных, автомобилей, бытовых предметов и т.д. С такими альбомами можно рассказывать, какие звуки издает тот или иной предмет или зверюшка, зачем он нужен, где малыш его видел.
Догонялочки
Как только ваш малыш научится хорошо ползать, можно с ним поиграть в отличную развивающую игру «Догонялочки». Эта игра позволит вашему ребенку развить органы чувств и познавательные способности, такие как память, внимание, творческое мышление, экспрессия; научиться следить взглядом за людьми; натренировать моторные навыки, отработать новые навыки и усовершенствовать уже имеющиеся; научиться различать, где лево, а где право, работая руками иногами; отработать синхронность движений.
1. Пустите ребенка на пол. Опуститесь на пол рядом с ним и начните передвигаться ползком, малышу понравится столь необычное поведение мамы или папы, и он направится за вами следом.
2. Сделайте вид, что боитесь того, что ваш ребенок вас догонит. Это еще больше добавит ему азарта.
3. Потом поменяйтесь ролями. Когда малыш поползет, сделайте вид, что хотите его догнать. Дайте возможность малышу «убежать» от вас. Потом догнав его, сделайте вид, что хотите его «съесть».
4. Когда же ребенок выступает в роли преследователя, позвольте ему догнать вас. Выражайте свои эмоции по поводу его «победы».
5. Когда малыш освоится с правилами, усложните игру начните перемещаться среди препятствий (хаотично разложенные подушки, игрушки). В такую игру можно играть всей семьей.
Преодоление преград
Малыш с каждым днем растет и с каждым днем он все больше получает возможностей познавать мир. Как только малыш научится ползать, он самостоятельно начнет изведывать окружающий его мир.
В данном возрасте можно предложить малышу развивающую игру «Преодоление преград». Эта игра подходит от шести – до девяти месяцев. Она позволяет овладеть новыми моторными навыками, тренировать и укреплять мышцы рук и ног, совершенствовать уже имеющиеся двигательные навыки; развивать координацию движений при перемещении в пространстве; вырабатывать ловкость и чувство равновесия.
В эту игру играть лучше обоим родителям сразу.
1. Сядьте на полу, вытяните ноги. Посадите ребенка на пол.
2. Около второго родителя положите игрушку и привлеките к ней внимание ребенка, так чтобы ему захотелось добраться до нее, проползя поверх или под вашими ногами.
3. Положение ваших ног может быть различным: просто вытянутые ноги; согнутые ноги, образующие «туннель»; одна нога вытянута, а другая - немножко согнута. Таким образом, ребенок не только должен преодолеть, а и найти лучший способ преодоления препятствия.
4. Если малышу трудно, помогите ему. Поощряйте всяческий успех и радуйтесь вместе с ним, когда ему удалось достигнуть цели - завладеть игрушкой.
Бумажные шалости
C ребенком от шести до девяти месяцев очень полезно поиграть в развивающую игру «Бумажные шалости». Эта игра знакомит малыша с различными материалами; тренирует моторику рук; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; обучаетманипулировать разными предметами; стимулирует зрительно-моторную координацию; развивает познавательные способности (внимание, память, творческое мышление и т.д.).
1. Дайте малышу листок бумаги и посмотрите, что он будет делать.
2. Пусть ребенок скомкает этот листок. И выбросит его на пол.
3. Поиграйте со смятым листком, как с мячиком.
4. Бросайте импровизированный мячик в коробку, подбрасывайте в воздух, кидайте об стену.
5. Если бросаете в коробку, то при каждом удачном попадании, издавайте радостный возглас, а если «мячик» летит мимо – возглас разочарования.
6. На следующий раз возьмите бумагу другого типа (газета, картон, фольга, салфетка, туалетная бумага).
7. Следите, чтобы малыш не брал бумагу в рот.
Коробочки
Когда ваш малыш научился хорошо сидеть, можно занять его интересной развивающей игрой «Коробочки». Эта игра подходит деткам от шести до девяти месяцев. Она укрепляет зрительно-моторную координацию, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющие двигательные навыки; учит узнавать и различать различные предметы; развивает умение классифицировать объекты, органы чувств, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию); стимулирует тактильное и зрительное восприятие.
Для этой игры вам необходимо будет приготовить несколько коробочек разного размера с крышечками. Лучше, если они будет отличаться друг от друга цветом.
1. Разложите на полу коробочки и крышки. Посадите рядом ребенка, так что бы он смог до них дотянуться. Дайте время малышу, чтобы он их рассмотрел.
2. Покажите ребенку, как закрывают крышкой коробочку. Когда крышка подходит к коробке, радостно восклицайте «Ура!!!». Если же крышка не подходит, произносите «Нет!»
3. Дайте малышу самостоятельно поиграть с коробками.
4. Через время смешайте коробки. И подавайте ребенку крышки одну за другой, чтобы ребенок прикладывал их к соответствующей коробочке.
5. Не расстраивайтесь, если он начал играть другим способом с коробками. Со временем, может уже завтра или послезавтра он примет ваши правила игры. А пока он просто знакомится с новыми игрушками.
6. Как вариант, на следующий раз сами начните играть коробочками (открывайте и закрывайте их крышками), ребенок, глядя на вас, заинтересуется и тут же захочет принять участие в игре.
Летящие предметы
Детки всегда любят бросать игрушки на пол. И это совсем не из вредности, и не для того, чтобы лишний раз погонять маму или папу. Просто у малышей пробудилось чувство исследователя. И вот они проводят такой опыт: что же произойдет, если бросить тот или иной предмет на пол? А для точного ответа, вам скажет любой ученый, нужно провести огромное число опытов.
Чтобы добавить новой информации юному исследователю поиграйте с ним в развивающую игру «В полете». Эта игра подходит деткам от шести до девяти месяцев жизни. Она развивает органы чувств и способствует когнитивному развитию (внимание,память , творческое мышление); отрабатывает новые движения и совершенствует имеющиеся; стимулирует хватательный рефлекс и упражняет в ловкости; укрепляет зрительно-моторную координацию и умение следить за движущими предметами; обучает различать и опознавать различные предметы.
1. Приготовьте для игры несколько легких предметов (перышко, листочек бумаги, кусочек ткани).
2. Дайте ребенку один из предметов. Малыш посмотрит на него и бросит.
3. Обратите его внимание на то, как падают предметы.
4. Потом пусть один из родителей бросит перышко, а другой пусть попробует поймать его.
5. Пусть малыш присоединится и тоже пробует ловить.
6. Демонстрируйте радость, когда вы поймаете предметы или поймает ваш ребенок.
7. Потом, покажите малышу, как изменяется траектория полета (например, перышка), если на него подуть.
Еще одной развивающей игрой является игра «Коробочки-матрешки». Она подходит деткам от шести до девяти месяцев жизни, правда в эту игру с удовольствием играют и детки постарше. Эта игра стимулирует работу органов чувств; знакомит с базовыми понятиями размера и количества; развивает познавательные способности (внимание,память, творческое мышление, экспрессию) и способности к счету и классификации; обучает оценивать расстояние и размер.
1. Приготовьте для игры три коробочки разных размеров, но такие, чтобы они помещались друг в друга.
2. Сядьте на полу возле малыша.
3. Возьмите коробочки, вложите друг в друга, затем достаньте. Повторите эти манипуляции с коробками несколько раз. Пусть ребенок подержит их, и хорошенько рассмотрит. Покрутит, повертит.
4. В самую маленькую положите какой-либо сюрприз.
5. Научите малыша вкладывать коробочки друг в друга, а затем доставать их.
6. Потом, когда ребенок освоится с игрой, он, уже увидев коробочки, с радостью примется за поиск сюрприза.