По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику. Поэтому вы можете играть с вашим крохой буквально во все, что угодно — главное, чтобы это было удовольствием для него и для вас. Вот несколько идей.
Ладушки
Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок получал все лучшее. Именно поэтому все будущие родители перечитывают гору литературы по воспитанию и развитию малыша. Новые методики, новые подходы - это очень хорошо, но и старое не следует забывать. Например, игра «Ладушки». Все в нее играли, она очень нравится детям, но самое главное она помогает в развитии вашему крохе.
Эта игра развивает чувство ритма, память, творческое мышление, внимание, экспрессию, вырабатывает основные моторные навыки, укрепляет мышцы рук, обучаетребенка владеть своим телом.
В «Ладушки» можно играть с самого рождения малыша. Правда, нужно учитывать реакцию ребенка на игру, если он противится, возможно, для него эта игра пока не подходит. Попробуйте еще раз через недельку-другую.
Возьмите малыша за ручки и осторожно похлопайте в ладошки. Во время игры приговаривайте:
«Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки!
- А что ели?
- Кашку!
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Курку и гуську!!!
По мере взросления ребенка можно убыстрять темп игры.
Сорока-ворона
Очень полезной игрой от самого рождения является игра «Сорока-ворона», которая отлично укрепляет мускулатуру, обучает малыша ощущать свое тело, дает возможность изучить новые движения, а со временем и закрепить имеющиеся; тренирует внимание, развивает органы чувств и познавательные способности; помогает ребенку выражать свои эмоции, ощущать себя как личность.
Играть можно по очереди то с ручками, то с ножками (с ножками не делаете последние3 и 4 пункты).
1. Берете ручку и начинаете водить своим пальчиком по ладошке, приговаривая:
«Сорока-ворона,
Кашку варила.
Деток кормила,
2. Затем начинаете аккуратно по очереди загибать пальчики, начиная с мизинца и до большого, продолжая приговаривать
Этому – дала,
Этому – дала,
Этому - дала,
Этому – дала.
А этому не дала!
3. А потом берете ручки ребенка и поднимаете до головы со словами:
Шу, полетели на головку сели
4. А потом убираете ручки
Сели – посидели и опять улетели!
Игры с погремушкой
Погремушки – это первые игрушки для ребенка. Играть с ними с самого рождения очень важно для новорожденного. Они очень полезны для развития вашего крохи. Они развивают органы чувств, память, внимание, творческое мышление, экспрессию, чувство ритма, помогают отрабатывать новые движения и совершенствовать уже приобретенные навыки. Также развивают зрительно-моторную координацию, тренируют мышцы рук.Ребенок знакомится с разными предметами, трогая их на ощупь, вырабатывает контроль за психомоторным аппаратом.
Уже в первые месяцы жизни ребеночек умеет недолго держать предметы.
1. Протяните игрушку ребенку, он сразу же схватит ее (хватательный рефлекс).
2. Немного подержав, малыш отпускает ее. При падении игрушка издаст звон, который снова привлечет внимание малыша. Снова вложите игрушку в руки.
3. Покажите, как еще можно играть с погремушкой.
4. Во время игры комментируйте свои действия. Улыбайтесь.
5. Как только ребеночек устал – прекратите игру.
Туки, туки – тук!
Для детей первых трех месяцев жизни очень полезна игра «Туки, туки – тук!». Она благотворно влияет на малыша: помогает ему ощутить свое тело; развивает реакцию предвосхищения, познавательные способности, внимание, память, творческое мышление; способствует формированию эмоциональнойсферы и способности к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; знакомит с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; устанавливает эмоциональную связь между родителями иребенком.
1. Малыш лежит на спинке. Начинайте легонько поглаживать и похлопывать по разным участкам тельца своими двумя пальцами – указательным и средним.
2. Каждую часть тела, до которой дотрагиваетесь, называйте вслух. Хлопайте по ней трижды, говоря при этом: «Туки, туки – тук!». Например: ручка – туки, туки – тук!; ножка – туки, туки - тук!; носик – туки, туки – тук!
3. Если вы несколько раз будете повторять последовательность действий: название части тела – поднятие пальцев для хлопка – хлопок, со словами «туки, туки – тук!», то ребенок научится предвосхищать ваше прикосновение и будет смеяться уже в тот момент, когда вы только занесли пальцы для хлопка. Предвкушение дарит такие же эмоции, как и само ваше прикосновение.
Ку-ку
Наверное, все мы помним, как в детстве любили играть в «Ку-ку». Это очень старая, можно сказать даже, древняя игра. В нее играли мы, наши родители, родители родителей и т.д. Не стоит, зачитываясь новомодными методами воспитания, списывать со счетов, эту игру. Она подходит деткам с самого рождения. Эта игра тренирует зрение; развивает органы чувств, реакцию предвосхищения, познавательные способности, такие как творческое мышление, внимание, память, экспрессия; учитребенка находить источник звука, определять местонахождение людей и предметов; знакомит с социальными нормами и правилами общения с другими людьми; стимулирует способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; устанавливает эмоциональную связь между родителями и малышом. Кроме того, сколько радости и смеха дарит эта игра.
Детки очень любят игры, в которых кто-нибудь внезапно исчезает и появляется. Но старайтесь играть без резких звуков и движений, чтобы не напугать ребенка.
Играть можно по-разному: прикрывать лицо руками, платочком (для самых маленьких), прятаться за различными предметами (для деток постарше), но неизменным остается -слова «ку-ку» при вашем появлении.
А сколько радости будет, когда ваш подросший малыш начнет сам играть с вами в «ку-ку», забавно прикрывая личико руками, по своему говоря, вместо «ку-ку» «ка!».
Это очень веселая, но и в тоже время развивающая игра. Попробуйте, и вы не пожалеете.
Игры с большим мячем
Приспособлением для развития малыша от самого рождения может служить большой пластиковый мяч (диаметр около 75 сантиметров). Такие мячи продаются в любом универмаге, спорттоварах, магазинах игрушек. Игры с таким мячом разрабатываю моторику, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивают боковое зрение и учат различать, где лево, а гдеправо ; укрепляют чувство равновесия и двигательный контроль; развивают познавательные способности, такие как память, внимание, творческое мышление; облегчают процесс засыпания (после таких игрребенок быстро засыпает).
Игры с детками от рождения до трех месяцев должны придерживаться следующих правил:
1. Положите на пол коврик или небольшое одеяльце. Положите в центр мяч.
2. Положите ребенка на мяч сверху так, чтобы его животик был прижат к поверхности мяча. Осторожно, но крепко держите малыша. Не ставьте и не сажайте его на мяч!!!
3. Аккуратно начните перекатывать мяч. Смотрите, чтобы ребенок не сползал и не падал с него. Придерживайте ему голову.
4. Перекатывайте мяч в разных направлениях: влево – вправо, назад – вперед.
5. Разговаривайте с малышом, комментируйте свои действия. Например. «теперь мы катимся вперед, а сейчас назад. Катимся вправо, а теперь влево». И хотя ребенок пока не понимает смысл вашихслов, но он привыкает к вашему голосу, учится узнавать его.
6. При первых признаках усталости ребенка – прекращайте игру.
С детками постарше можно играть по-разному. Их можно не только улаживать, а и садить, и ставить на мяч.
Но в любом возрасте эта игра приносит заряд радости и хорошего настроения.
Дует-дует ветерок
Игра для ребенка очень важна, она стимулирует умственное, психическое, физическое и эмоциональное развитие.
Очень важно не забывать, что игра необходима малышу с первых дней жизни. И очень важно не пропустить ни один период. В первые месяцы жизни ребеночек осваивается в новом для него мире, познает информацию. Поэтому давайте ему в этом активно помогать. Ведь играть вместе это не обременительно, а наоборот очень даже весело.
Одной из стимулирующих игр для новорожденных (до 3 месяцев) является «Дует – дует ветерок». Эта игра способствует сенсорному, психомоторному, эмоциональному развитию, развивает умения общаться с другими людьми, а также устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание междуребенком и родителями, дает возможность ощутить себя любимым.
В нее можно играть тогда, когда вы меняете подгузники.
1. Дотроньтесь нежно до ручек малыша и слегка обдуйте их, потом погладьте и скажите: «Дует-дует ветерок, дует, обдувает РУЧКИ!»
2. Возьмитесь за ножки, подуйте на них и, поглаживая, скажите: «Дует-дует ветерок, дует, обдувает НОЖКИ!»
3. Повторяйте эти действия со всеми частями тела ребеночка (животик, шейка, щечки, локотки). Постоянно называя ту часть тела, до которой дотрагиваетесь.
4. В завершении игры погладьте все тельце и, улыбаясь, скажите: « Вот какая красавица у меня Эмилия. У нее все красивое и ножки, и ручки, и животик, и спинка, и личико». Поцелуйте дитя.
В игру необходимо играть до тех пор, пока она не надоест ребенку. И не расстраивайтесь, что не довели игру до конца и не обошли вниманием все части тела малыша. В следующий раз вы дойдете и до них. Ведь ваш ребенок с каждым днем растет, а с ним растет и продолжительность игр.
Найди меня
Игры с новорожденным довольно таки просты и незамысловаты. Но не смотрите на их видимую простоту, их значение для маленького человечка очень велико. Ведь это нам взрослым, все кажется простеньким, а для него это увлекательное действо, которое влияет на его развитие в целом. Одной из таких «простеньких» игр является игра «Найди меня». Она подходит для деток первых трех месяцев жизни. Эта игра способствует психомоторному, сенсорному, эмоциональному развитию, тренирует зрение, слух, шейные мышцы, учится узнавать людей по внешности и голосу, устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между ребенком и родителями, дает возможность ощутить себя любимым.
В нее лучше всего играть после пробуждения малыша.
1. Подойдите к кроватке и тихонько (без резких звуков) позовите ребенка по имени.
2. Подойдите ближе к кроватке. Для деток первого месяца необходимо вставать вплотную, чтобы он заметил вас.
3. Как только вы увидите, что малыш заметил вас, перейдите в другую сторону, и снова позовите его.
4. Поиграв, подойдите к ребеночку , нежно погладьте его, поцелуйте и несколько раз повторите его имя, можно с ласковыми словами.
В эту игру можно играть всем вместе: малышу, маме и папе, родители по очереди зовут ребенка, чтобы он учился отличать их по голосу.
Носочек с колокольчиком
Существует множество различных игр, которые стимулируют развитие ребенка, помогают ему познать мир. Примером такой игры может быть «Носочек с колокольчиком». Эта игра подходит детям первых трех месяцев жизни. Она помогает укрепить ручки и ножки, тренирует слух и зрение, развивает синхронность моторики, позитивно влияет на органы чувств, познавательные способности, а также на его зрительный контроль, помогает осмыслить причинно-следственные связи, помогает отработать новые движения и улучшить те, которыми малыш уже овладел.
Для этой игры необходимо пришить к одному носочку небольшой колокольчик или погремушку.
1. Наденьте на ножку ребенка такой носочек. Обратите внимание малыша на колокольчик, потрогайте его ножку, чтобы колокольчик зазвонил.
2. Малыш, слыша звон, будет пытаться поднять ножки, чтобы дотянуться до колокольчика ручками или ртом.
3. На следующий «сеанс» игры наденьте носочек на другую ножку.
4. Не допускайте, чтобы ребеночек переутомился. Вовремя прекращайте игру. Если ему понравиться эта игра, то можно создать еще один атрибут для игры - пришить колокольчик кперчатке.