Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.
Этапы речевого развития ребенка
Задача родителей - вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет "само собой", "когда-нибудь он научиться говорить"?
Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните - он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.
Речевые проблемы - это бич нашего времени. Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова ("ба", "да" и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нудно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные.
Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.
Примерный возраст- Умения ребенка
4 месяца Произносит гласные звуки, близкие к "а", "ы", "у", возможно с сочетанием с согласным "г" (гулит).
8 месяцев Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.
10 месяцев Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя", "бабаба", "мамама" (лепечет).
1 год 2 месяца Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба", "дя" и т.п. Реагирует на свое имя.
1 год 6 месяцев "Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на", "да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.
1 год 8 месяцев Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и т.п. Стремительно растет словарный запас.
1 год 10 месяцев Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.
2 года - 2 года 2 месяца Говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица: "дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди маме". Использует творительный падеж в значении орудийности действия: "бить молотком", предложный падеж со значением места: "лежит сумке".
2 года 2 месяца - 2 года 6 месяцев Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи предлоги.
3 года Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый "кризис трех лет". Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей - проявить терпение и понимание.
4 года В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
5 лет В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.
6 лет Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития
|
Время появления в норме
|
Употребляет местоимение "Я"
|
2 года 3 мес.
|
Адекватно использует названия цветов
|
2 года 6 мес.
|
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода)
|
К 3 годам
|
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи
|
К 3 годам
|
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи
|
С 2 лет 3 мес.
|
Произносит твердые звуки С, 3, Ц
|
С 2 лет 1 мес.
|
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей
|
К 3 годам
|
Начинает подбирать рифмы к словам
|
С 3 лет
|
ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА В ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
Трёхлетний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. О себе малыш говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания. Если родители не теряли зря драгоценного времени, отведённого им для развития связной речи своих детей, то трёхлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку, рассказать о только что произошедшем событии. Речь для ребенка трех лет является регулятором его поведения: он слушается старших, то есть выполняет их указания, сделанные в словесной форме.
Ребенок владеет понятиями "посуда", "одежда", "овощи", "фрукты" в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи. Дети, с которыми проводились целенаправленные занятия по расширению словарного запаса, включают в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, цвету. Глагольный словарь обогатился названиями действий, которые уже умеет выполнить ребенок: рисовать, раскрашивать, катать, ловить, бросать мяч, прыгать, бегать и т. д. Малыш знает, что машины двигаются то быстро, то медленно; мяч летит вверх, а падает вниз; у человека есть правая и левая руки; он может сказать, какая вещь находится близко, а какая - далеко.
Звукопроизношение еще не совсем чистое, для четвертого года "оставлены" звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р', Р.
Добросовестные родители, конечно, привили своему малышу интерес к книгам, ведь более благодарного слушателя, чем 2-3-летний ребенок, не сыскать. Маленькие книголюбы смогут вам "прочитать" наизусть всю "Муху-цокотуху", расскажут "Репку", споют за колобка, попытаются тонким голосом возмущаться за Мишутку из сказки "Три медведя".
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов | 3 года 6 мес. |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) | К 4 годам |
Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту |
К 4 годам
|
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЧЕТЫРЕХЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ
Вашему малышу четыре года. Он уже многое умеет: не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи.
Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствовало улучшению звукопроизношения: речь стала внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно.
Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
Продолжается словотворчество | В течение дошкольного детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) | С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
ИТОГИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ПЯТИЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ
У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушении звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.
Источник: http://www.mamochka.kz/article.php?article_id=1200