Люди, которым интересно играть в машинки или куклы, точно обладают какой-то сверхспособностью. У других же игра с ребёнком часто превращается в скучную обязанность. Наш блогер, логопед и дефектолог Екатерина Балдина, разбирается, что же делать родителям, которые любят своих детей, но не любят с ними играть.
Очень давно с фондом Даунсайдап мы делали проект, для которого снимали родителей с детьми в свободной игре. Участвовали десятки семей, но только одна мама по-настоящему была включена и увлечена игрой. Остальные пытались, но им было скучно. Позже и со своим ребёнком я поняла, что не могу с удовольствием играть. Как будто жду инструкций.⠀
Игра — это общение и энергия. И дети и взрослые включаются там, где есть живой ресурс. Если мама получает настоящее удовольствие, красуясь перед зеркалом, дочка будет подражать ей. Если папа кайфует от «танчиков», и «глаз горит» в предвкушении вожделенного компьютера, то ребёнок в это поверит и подключится — будет залезать на колени, рассматривать, нажимать кнопки.⠀
А вот когда под гнётом родительского долга, мы садимся играть, думая о проблемах на работе или сериале, ребёнок в это не верит. И чем такая игра — лучше никакой. Почему же родителям неинтересно играть с детьми?
- У родителя нет ресурса: эмоционального или физического.
- Они часто сравнивают себя с некими эталонами и считают что играют «неправильно».⠀
- Многим кажется, что они глупо выглядят или кривляются. Поэтому родители часто зажаты в игре.⠀
- Родителям кажется, что игра — пустое времяпровождение. Надо ребёнка развивать, а не играть! ⠀
Откуда это? В нашей культуре поколениями живут два традиционных воспитательных кнута — стыд и вина (сын маминой подруги всегда лучше, чем ты). Мы всегда найдём причину сгорать от стыда, постоянно хотим оправдаться, и ждем одобрения «старших».
По отношению к детям наша вина грандиозна — не так играю, не провожу достаточно времени (я — плохой родитель). Чувство вины порождает настоящий ступор и высасывает энергию и мотивацию что-либо делать. Вина растёт, множится, заполняет всё пространство, эмоционально обездвиживает.
Стыд — это направленное чувство. Нам всегда стыдно перед кем-то. Важно понять направление нашего стыда
Прислушайтесь, чей осуждающий голос говорит, что вы недостаточно хороший родитель? Может, голос мамы или бабушки? Может, это соседская девочка, которая считала, что у вас слишком много веснушек? Может быть, это первая учительница, отчитывающая вас перед классом?
Скорее всего, это будет целый хор голосов. Услышьте их. Попробуйте не злиться и не обижаться. Спокойно скажите себе, что вам не перед кем оправдываться. Вы — взрослый и свободный. Вы ни в чем не виноваты, и у вас нет причин испытывать стыд.
Важно:
- Понять, что правильных игр не существует.⠀
- Не организовывать игру специально. Это может быть простая активность, в которой родитель сам поймает удовольствие — дуть пузыри, рушить башни из кубиков, валяться на полу.
- Не играть, когда нет желания.⠀
- Понять, что полчаса живого контакта лучше, чем 24 часа фонового режима.⠀
Если на консультации я вижу нересурсного родителя, я никогда не настаиваю на его взаимодействии с ребёнком: не даю заданий на дом, не заставляю весело играть. Обычно первые результаты работы являются для родителя мотиваторами, освобождают немного энергии.
В последнее время в психологии и педагогике встречается термин «достаточно хороший родитель». Это значит, что родитель достаточно хорош, чтобы сделать ребёнка счастливым.
Я считаю себя именно такой. Полчаса в день, но наполненные — это про меня. Приняв это, я выдохнула из себя вину за «маловремени», и обрела контакт с дочерью. Просто знайте, что лучший родитель для вашего ребёнка — это вы!
Автор: Екатерина Балдина (@Logoprofy), логопед высшей категории, дефектолог, специальный психолог. Дефектолог года России 2019. Автор развивающих программ и пособий для детей.
Источник: https://mel.fm/