Ранний подростковый возраст (11–12 лет) – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще всего особенности этого этапа не рассматриваются отдельно, а включаются в общую характеристику периода полового созревания, что не позволяет выделить физиологические и психофизиологические перестройки организма, определяющие эффективность познавательной деятельности и целенаправленное поведение детей 11–12 лет.
Опасный возраст
Принято считать, что в подростковом возрасте происходят неблагоприятные изменения, снижающие возможности физиологической и психологической адаптации и ухудшающие когнитивные возможности подростков. Исследования последних лет убедительно показывают, что изменения, связанные с эндокринной перестройкой организма, не столь однозначны: есть не только негативные, но и позитивные изменения, и они различны на разных этапах полового созревания.
В последние годы сотрудники Института возрастной физиологии РАО ведут комплексные системные исследования развития детей 11–12 лет, и это позволяет рассмотреть несколько аспектов развития этих детей:
– состояние физического и психического здоровья,
– адаптивные возможности организма,
– функциональное развитие мозга и познавательной деятельности.
Важность выделения этих вопросов определяется резкой интенсификацией учебного процесса, ростом учебной и внеучебной нагрузки, нарушениями режима, снижением двигательной активности. Все это вызывает выраженное утомление, повышенную тревожность, создает условия для возникновения неврозоподобных расстройств.
Для подросткового периода характерна наиболее высокая чувствительность к любым неблагоприятным влияниям.
Школьные факторы риска – такие, как нерациональная организация учебного процесса, неадекватные методики и стрессовая тактика педагогических воздействий – могут оказывать более выраженное отрицательное влияние на познавательную деятельность и поведение ребенка, чем внутренние эндокринные перестройки в организме.
К сожалению, среди 11–12 летних подростков только 20–25% здоровых (1-я группа здоровья), а это значит, что нарушения режима и перегрузки резко снижают когнитивные возможности, работоспособность и становятся причиной школьных трудностей.
Каждый пятый ребенок 11–12 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и высокий уровень так называемого «социального стресса» из-за страха несоответствия ожиданиям окружающих.
Это чувство испытывают 30–40% подростков, причем чаще всего девочки 12 лет. У них более выражены общая тревожность в школе, страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, а у мальчиков – переживание социального стресса.
О чем говорят эти данные? Прежде всего о неадекватности требований и психологическом давлении и непонимании со стороны взрослых.
Известно, что тревожность провоцирует низкую самооценку, что закрепляет эффект неудачи, непреодолимости возникающих проблем.
В подростковом возрасте часто отмечается гипертония, головокружения, вегето-сосудистая дистония, нарушения сна, что, наряду с повышенной возбудимостью, отражает неустойчивое состояние нервной системы.
Переходный этап
Возраст детей 11–12 лет представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки).
Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно усиливаются перестроечные процессы, вызывающие каскадный полифункциональный дисбаланс.
Физиологические изменения, происходящие в организме младших подростков 11–12 лет, связаны прежде всего с активным выделением половых гормонов.
Под их влиянием существенно возрастает активность глубинных структур мозга, определяющих произвольную регуляцию (развитие управляющих функций). Считается, что подростки несдержанны, плохо контролируют свои реакции и поведение. Однако современные данные по этому вопросу противоречивы.
В специальных исследованиях изучалось влияние на выбор подростком стратегии действий способности детей предвидеть долгосрочные последствия своих поступков.
Оказалось, что вплоть до 12-летнего возраста способность к предвидению таких последствий остается незрелой. Дети до 12 лет выбирали стратегию, сулящую мгновенный результат, несмотря на ее неэффективность в долгосрочной перспективе. Не сформирована у них и система контроля своих ошибок.
Это во многом объясняет сиюминутность реагирования, неспособность предвидеть отдаленные результаты своих действий. Понятно, почему в профилактической работе с подростками неэффективна опора на отдаленные (даже самые страшные) последствия употребления наркотиков, алкоголя, табака. Отсюда и легкость формирования любого рода зависимостей – от токсической до компьютерной.
Поощрение и наказание
Интересно, что у подростков, по данным специальных исследований, реакция на неудачу меньше, чем у взрослых, а отношение к поощрению и наказанию меняется на протяжении подросткового возраста.
Например, в период от 10 до 13 лет подростки более восприимчивы к поощрению, чем к наказанию. Это важно учитывать при выборе взрослыми тактики взаимодействия с подростками, объясняет неэффективность использования «строгих мер» воздействия.
Для подростков характерен поиск новых ощущений, нового опыта, новой информации, что при низком уровне контроля, склонности к импульсивным реакциям создает зону риска в проявлении эмоций, выборе информации, поведении.
Превалирование «хочу» над «надо» затрудняет включение подростка в повседневную стандартную рутину деятельности. Позитивное стимулирование эмоциональной значимости деятельности, формирование внутренней познавательной мотивации, интереса, увлеченности дают хороший результат.
Мнение сверстников приоритетно
Считается, что формирование «социального мозга» (способность понимать мысли и чувства окружающих людей по движениям, мимике, выражению глаз) у подростков даже после завершения полового созревания не достигает уровня взрослого человека.
Поэтому не стоит удивляться отсутствию чувствительности, слабости ответных реакций, зацикленности на себе.
Нотации с требованиями «встань на его место» не дают никакого эффекта, так как подростки имеют низкую степень сочувствия, им необходимы усилия, чтобы проникнуться ситуацией.
Не менее интересны исследования, характеризующие реакцию социального мозга на влияние сверстников, их одобрение, принятие в группу.
Зависимость от сверстников, по мнению исследователей, становится почти патологической, и происходит это на уровне нейрохимических реакций, что объясняет высокую значимость «одобрения» сверстниками даже самых рискованных поступков.
Эти данные заставляют по-иному смотреть на отношение и педагогов, и родителей к окружению подростков. Недовольство тем, с кем дружит подросток, негативные оценки друзей, запреты на общение могут дать результат, противоположный ожидаемому.
При этом призывы к рассудку бессмысленны, а раздражение и гнев взрослых способны вызвать ответную агрессию и нежелание даже обсуждать проблему.
Рекомендации
Итак, выделим те характеристики поведения взрослых, которые разрушают взаимодействие с подростками.
Негативная установка – негативный настрой взрослого на трудное, конфликтное общение, на сложный, а главное, бесполезный разговор. Отрицательное мнение о ребенке или ситуации, которую надо обсудить – плохой помощник. Подобный настрой заставляет принять обычную улыбку ребенка за саркастическую ухмылку. А уверенный тон – за неуважение.
Менторский тон – даже если взрослый говорит «правильные» слова, не унижающие подростка, не подчеркивающие его недостатки, но тон давящего превосходства сразу же настраивает его на сопротивление.
Громкая, интонационно жесткая, категоричная речь с первой фразы создает барьер общения.
Неуважение, нежелание слушать и выслушать подростка не позволяет решить проблемы, а, наоборот, провоцирует новые. Строгий взгляд (прямо в глаза) и обвинения надолго (если не навсегда) сделают общение с подростком бессмысленным: он не услышит ни одного слова.
Приходится признать, что большинство взрослых не готовы и не хотят принимать во внимание эти особенности, чтобы изменить тактику общения.
Не менее четко проявляется негативный настрой учителя. Налицо конфликт между педагогом и детьми, но причина в этом случае – не в детях, а в недостаточной профессиональной компетентности педагогов.
Подростков легко увлечь и заинтересовать, они с радостью включаются в общие дела, а в ожидании успеха готовы горы свернуть. Они с благодарностью откликаются на похвалу и бескорыстное желание помочь.
Они готовы все обсуждать и обо всем рассуждать, если их внимательно и с уважением слушают, если ценят их мнение. Они всегда готовы к общению с интересным, спокойным и доброжелательным собеседником. Важно, чтобы такие взрослые рядом с подростком были.
Автор: Марьяна Безруких
Источник: https://vogazeta.ru/