Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова

Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова 24.11.2019

Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова

Как хорошие родители, рекомендацию читать детям книжки мы стараемся выполнять неукоснительно. Мы все слышали, что чтение увеличивает словарный запас, дает им ранние навыки грамотности, развивает речь… Но когда малыш в «стопятьсотый» раз приносит свою любимую книгу, нам так и хочется воскликнуть: какой в этом смысл? ты же знаешь ее наизусть! неужели тебе не надоело слушать одно и то же? может быть, почитаем что-то новенькое, что обогатит твой словарный запас новыми словами?..

Но, конечно же, как мудрый родитель, вы не произносите все эти негодования вслух, а с ласковым вздохом принимаетесь читать знакомую вам историю. И правильно делаете, потому что…

ПОВТОРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ ПРОЧИТАННОЕ

Для развития навыков понимания маленьким детям недостаточно услышать одну историю один раз. И даже два раза недостаточно. Маленькие дети быстрее забывают услышанное, чем, например, дети школьного возраста, а также дольше обрабатывают новую информацию, им нужно больше времени, чтобы ее запомнить (к примеру, полуторогодовалым детям требуется две недели, чтобы запомнить последовательность новых действий, которым их учат). К тому же, если рассказ не поддерживается видеорядом или хорошими подробными иллюстрациями, то мозгу маленького ребенка требуется больше времени, чтобы укоренить в своем сознании те или иные образы (им ведь еще нужно появиться в голове).

Перечитывание помогает детям осмыслить происходящее в книге. При первом чтении они могут понять лишь небольшую часть сюжетной линии. Исследование, проведенное Центром раннего обучения грамоте (США), показало, что для погружения в историю и лучшего ее понимания детям нужно перечитывать ее как минимум четыре раза в течение нескольких дней подряд (ну или хотя бы через день). Это минимум для простой книги, при котором ребенок начнет понимать и сюжет, и мотивы героев, их поведение, причинно-следственную связь, вывод и так далее. Для сложных историй с большим количеством персонажей требуется больше времени.

ИМЕННО ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ОБОГАЩАЕТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Да, чтение обогащает словарный запас. Но услышать новое слово один раз в середине истории недостаточно, чтобы закрепить его в памяти и добавить в свою активную речь.

Не забывайте, что ваш малыш еще очень маленький, все те вещи, которые для вас просты и понятны, для него - настоящие открытия! В какой-то момент своей жизни вы и сами впервые узнали, что такое автомобиль, или поезд, или слон. Каждое слово, которое вы сегодня знаете и имеете в сознании его образ, вы когда-то узнали в контексте чего-то, а не просто услышали один раз случайно.

Начиная с 2-3 лет, словарный запас ребенка обогащается за счет повторения одних и тех же слов много-много раз в нужном контексте. И перечитывание книг очень сильно в этом помогает. Исследования показывают, что дети, которые слушают одну и ту же историю много раз, лучше запоминают и понимают новые слова и быстрее начинают их употреблять в своей речи, чем те дети, которым читают больше разных книг, но мало или почти никогда их не перечитывают.

На самом деле, дети должны услышать одно слово около 80 раз, прежде чем оно станет частью их активного словарного запаса!

Даже самые простые литературные сказки гораздо богаче новыми словами, чем наша повседневная речь. Исследования показывают, что в детских книгах содержится на 50% больше необычных, редких слов, чем на телепередачах и в большинстве повседневных разговоров.

ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ИСТОРИЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ЧУВСТВО КОНТРОЛЯ

Выше мы сосредоточились на академических преимуществах перечитывания книг. Но есть и психологический нюанс. Маленькие дети мало что могут контролировать в своей жизни, за них решается практически все. Но мы все чувствуем себя более комфортно, если имеем хоть немного контроля над чем-то в своей жизни, если хотя бы можем считать что-то предсказуемым. И маленькие дети не исключение. Именно поэтому они цепляются к книгам, которые знают, которые могут предсказать, ведь даже в страшный момент они оказываются уверены, что с героями все будет хорошо. Именно этим объясняется любовь детей к знакомым историям - предсказуемостью, которая дает чувство уверенности, неизменности, постоянства, психологического комфорта от знания всех дальнейших поворотов.

Попробуйте для эксперимента изменить какую-нибудь фразу в знакомой ребенку истории, придумать на ходу новый сюжетный поворот, и вы увидите, как он сразу забеспокоиться. Потому что ждал совершенно не этого…

КАК ИЗВЛЕЧЬ МАКСИМУМ ПОЛЬЗЫ ОТ ПЕРЕЧИТЫВАНИЯ КНИГ

Итак, вы поняли, что не стоит уговаривать ребенка выбрать новую книгу, если он сам к этому еще не готов. Примите эту реальность - ваш маленький ребенок учится именно таким образом запоминать новые слова и идеи (когда он станет школьником, он будет делать себе для запоминания флэш-карточки или просто зубрить отрывки из учебника). А для того, чтобы перечитывание книг было максимально полезным для его развития, воспользуйтесь этими советами экспертов:

— позвольте ребенку задавать вопросы и старательно на них отвечайте
— сами задавайте ребенку открытые вопросы о том, что происходит в книге прямо сейчас и что произойдет дальше (так вы сами будете понимать уровень его понимания)
— во время чтения находите на иллюстрациях те фрагменты, которые демонстрируют объекты и действия в книге
— используйте разные голоса для разных героев, чтобы ребенок различал персонажей и их намерения
— используйте жесты и даже реквизит, чтобы вызвать в сознании ребенка более яркие впечатления и помочь образам из книги более прочно закрепиться
— останавливайтесь, если встречаете новое слово, которое ребенку еще не знакомо, и кратко объясняйте его суть

Добавьте к чтению и практику разговоров о книге:

1. Например, перед вторым или третьим перечитыванием сначала внимательно рассмотрите просто картинки, пусть ребенок расскажет, что именно на них изображено, какой фрагмент истории они иллюстрируют. Это о многом вам скажет: верно ли ребенок понимает причинно-следственную связь сюжета, суть и причины конфликта, не путает ли понятия, особенно новые…

2. В другой раз выберите какой-то фрагмент истории и вспомните о похожих ситуациях в собственной жизни или в другой книге, фильме. Почаще обращайтесь к жизненному опыту ребенка, проводя между ним и чтением книг параллели. «Помнишь, мы тоже однажды катались на поезде, и тебе очень понравился его гудок?»…

3. Когда вы прочитали историю много-много раз, примените такой прием игрового чтения: дочитайте предложение до середины, а дальше дайте его закончить ребенку по памяти. Не обязательно слово в слово! Интересно, какие слова применит он, чтобы рассказать суть. А может быть, ребенок и вовсе решит изменить сюжет? Если так - то это верный признак того, что ребенок «отпускает» книгу и готов к новым историям!..

Когда окажетесь в следующий раз в книжном магазине и увидите на полках тонкие книжки с картинками и небольшими историями, не смотрите на них снисходительно или возмущенно из-за цены «всего за несколько страниц». Эти книги, возможно, вы будете перечитывать несколько раз, а это, как видите, очень полезно и переоценить вряд ли возможно...

Автор: Настя Морозова,
ссылки на материалы и исследования, упоминаемые в тексте:
- Don’t Stop Re-reading: There are Benefits of Reading the Same Book Over and Over
- There’s a reason your child wants to read the same book over and over again
- Repeated Book Reading and Preschoolers’ Early Literacy Development
- Why Your Child Wants To Hear The Same Book Again And Again 

Источник: https://zen.yandex.ru


Теги: 

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru