Специалисты сервиса по подбору репетиторов Tutor.ru попытались найти свет в конце тоннеля и выяснить, нужно ли родителям помогать школьнику в выполнении домашнего задания и как это устроено в других странах.
Школьники Европы и США занимаются домашними заданиями значительно меньше российских детей. Наши укладываются в 10 часов в неделю, ближе всех Италия — там «домашку» делают около 9 часов в неделю. В Хорватии, Нидерландах, Болгарии и в США — около 6 часов в неделю. В Финляндии, Словакии, Чехии и Южной Корее вообще рай: дети тратят на домашние задания всего по 3 часа в неделю. Российских школьников обогнали только китайцы: на домашние задания у них уходит 14 часов в неделю.
Время на «домашку» во многих зарубежных странах входит в школьную программу. Например, в некоторых государствах Европы на первый взгляд нет домашних заданий, однако это не так. В основное учебное время дети занимаются теорией, а в дополнительное — практикой, что очень хорошо влияет на успеваемость и психологический климат в семьях учеников.
В России на выполнение домашних заданий существуют законодательно установленные санитарные нормы. СанПиН гласит, что:
Если ваш ребёнок проводит за домашними заданиями больше времени — это повод не умиляться его работоспособности, а задуматься.
Каждый из примеров требует внимания родителей: где-то достаточно помочь ребёнку и направить его, где-то придётся подключать специалистов — репетиторов и психологов.
Можно:
Нельзя:
Если вам надоело делать уроки вместе с ребёнком или за него, запомните несколько правил:
1. Сначала научите, потом требуйте. Нельзя сразу сказать: «ДЗ — твоя ответственность», — а потом ругать за плохие отметки. В начальных классах детей нужно обучать тайм-менеджменту (но не школьным предметам, это забота школы), в более старших — помогать по запросу и поддерживать. Не ждите от ученика начальной школы идеальной усидчивости: в этом возрасте двум третям детей можно поставить СДВГ. Понаблюдайте за тем, как ребёнок схватывает информацию и постарайтесь давать её так, чтобы её было легче воспринять. Старшекласснику помогайте не поучениями, а советами, делитесь опытом, а не указывайте как поступить.
2. Главное — регулярность и организованность. К режиму нужно начинать приучать задолго до школы. Со временем в распорядок дня будут добавляться всё новые дела, и организованного ребёнка не придётся заставлять делать уроки.
3. Освойте детский тайм-менеджмент. Научите ребёнка оптимизировать затраты сил на домашние задания. Покажите, что с выключенным на смартфоне интернетом он потратит на уроки не два часа, а час и двадцать минут и сэкономленное время сможет провести как пожелает.
4. Организуйте удобное рабочего места: комфортный стол, эргономичный стул по возрасту, правильное освещение — это основа, в остальном — спросите ребёнка, каким он хочет видеть свой рабочий уголок.
5. Покажите ребёнку, что «домашка» так же важна, как ваша работа: во время её выполнения ученика нельзя отвлекать, говорить: «Потом доделаешь, а сейчас сходи за хлебом» или «Подумаешь, какая важность!»
6. Никогда не заставляйте, как бы ни хотелось: так вы убиваете ответственность ребёнка и показываете, что учеба важнее для вас, чем для него самого.
7. Ни в коем случае не делайте уроки наказанием за провинность.
8. Не смейтесь над ошибками. Наоборот, ищите во всём хорошее и хвалите за каждую мелочь. Например: «Сегодня ты решил пример на три минуты быстрее, молодец!»
Если отрицательная модель уже сформировалась, может потребоваться помощь специалистов. Например, привлеките репетитора: пусть он занимается с ребёнком, пока вы морально отдохнёте. С чужим человеком дети часто ответственнее и внимательнее. Опытный педагог может сам увидеть проблему и помочь её решить, или обратите его внимание и попросите помощи.
Источник: https://mel.fm
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru