Пока дети были совсем маленькие, я говорила с ними постоянно а ля экскурсовод: “Сейчас мы выйдем на улицу и пойдем в парк. Так, открываем дверь.. тяжелая.. Смотрите, какая знатная ворона на дереве сидит! А листья уже краснеть начали, осень чувствуется. Сейчас мы ждем, пока эта машина выезжает “ и так далее.
Постепенно объяснения становились сложнее, еще сложнее — и наступил момент, когда, кажется, я рассказала детям о повторяющемся окружающем мире всё. Тут я поняла, как ужасно устала говорить. Удачно, что дети совсем этому не огорчились: им уже самим хотелось рассказывать мне тысячу важных вещей, так что мое нежелание много разговаривать пришлось очень кстати. Я уже думала, что все, закончила с проговариванием своих действий, но нет, это все еще важно делать, просто теперь по-другому.
Если лет до пяти моим детям важно было слышать рассказы о том, что происходит в окружающем мире, то сейчас им важна информация о мире внутреннем. Например, им не очевидно, что у других людей тоже что-то может не получаться с первого (и десятого) раза. Дети не знают, как именно принимаются решения, как придумываются планы. Какие есть способы не забыть важную информацию? Как сделать сложный выбор? Как справиться с разочарованием? С поражением? Как не обидеть проигравшего?
Оказалось, что отличный способ помочь детям и научить их — это проговаривать вслух свои закулисные мысли и переживания. “Мне так сложно сегодня было уйти без покупки! Я почти взяла одну книгу, думала, не удержусь, но вспомнила, что места на полках совсем нет и у меня целая стопка книг лежит, которые ждут своей очереди быть прочитанными. Поэтому не стала покупать, подожду, пока она появится в библиотеке”. Очевидные мне вещи вызывают интерес и приводят к новым вопросам и новому пониманию детьми самих себя.
В моем детстве взрослые так не делали; приходилось догадываться по косвенным признакам, как они принимают решения и чем руководствуются. Я видела результаты, но почему и как к ним шли часто оставалось скрыто от меня. Львиной доле своих навыков, касающихся планирования, вообще пришлось учиться самостоятельно по книжкам и шишкам.
Проговаривание — это именно для детей, а не для себя. Смысл не в том, чтобы заваливать ребенка разрозненными обрывками мыслей и эмоций. Условно говоря, если взрослый за рулём ведёт машину и объясняет свои действия, ребёнок сидит рядом и учится. Если взрослый только издает возмущенные вопли, пользы от такого проговаривания немного.
Важный момент: цель — не повлиять на ребёнка и заставить его сделать что-то, а честно показать, как именно это происходит у тебя. Иногда дети копируют всё, иногда — часть, иногда — вообще ничего. Главное, они получают возможность проследить ход мыслей. Взрослый, который проиграл и честно (но связанно) озвучил свои ощущения, помогает ребенку больше, чем увещевания не смахивать все фигуры с доски, если проигрыш неизбежен. Рассказ о том, как мама три раза пыталась слепить носорога, а вышел розовый куст, сомнительный котик и снегирь, интересно, что получится в четвертый раз и сколько еще пыхтеть, ррр — эффективнее, чем призыв не сдаваться и попробовать снова умножить 12 на 11.
Почему я считаю, что важен именно рассказ, а не сам факт того, что родитель умеет проигрывать и не сдается? Потому что маленькие дети поглощены собой, потому что при всей настройке на родителя они многое пропускают из происходящего вокруг, если оно не касается их напрямую, потому что дети — не телепаты (как правило) и не знают, о чём мы думаем, если мы не говорим это словами через рот.
Источник: http://anirako.ca/pro-progovarivanie/