Какие конкретные умения есть у выпускника школы, например, с четвёркой по русскому. Может ли он составить резюме или объявление о продаже старого велика, написать рекламный текст или сносное эссе? Этим вопросом задался Алексей Калачёв. Он предлагает не ждать от нашей школы практических навыков, а научить многому своего ребёнка. Алексей рассказывает о методе «One week — оnе skill».
Конечно, полностью заменить систему образования родители не в силах. И времени со своим ребёнком они проводят немного, и сил вечером мало, и на выходных не хочется думать об учёбе. И без отдыха человек долго не протянет. Следовательно, подход должен быть в корне иным.
Возможно, именно таким подходом будет принцип обучения в японских детских садах: «One week — оnе skill» (одна неделя — один навык). Причём речь идет именно о полезных навыках и умениях, которые применяются в повседневной жизни, а не о знаниях.
Если применить его в своей семье, то за час-полтора свободного времени по вечерам можно существенно дополнить и улучшить образование своих детей.
Недавно в СМИ была новость на эту тему. 24-летний программист из Сан-Франциско Макс Дойч составил список умений на год, которыми он хотел овладеть. На каждое из них он отводил ровно месяц, причём не более двух часов в день. Учиться он собирался только в дороге на работу и немного после работы. Да, месяц — это не неделя. Но и задачи себе он поставил невероятные.
1. Уметь запоминать порядок колоды карт менее чем за две минуты.
2. Нарисовать реалистичный автопортрет.
3. Собрать кубик Рубика за 20 секунд.
4. Сделать сальто назад с места.
5. Сыграть пятиминутный импровизированный блюз на гитаре.
6. Провести 30-минутную беседу на иврите о будущих технологиях.
7. Разработать самоуправляемый автомобиль.
8. Развить абсолютный слух — определить 20 случайных нот подряд.
9. Разгадать субботний кроссворд «Нью-Йорк Таймс» в один присест (а он очень сложный).
10. Подтянуться 40 раз.
11. Непрерывно читать фристайл-рэп на протяжении трёх минут.
12. Победить чемпиона мира Магнуса Карлсена в шахматы.
Обычно, чтобы научиться таким умениям, нужны годы упорных тренировок. Однако он концентрировался только на одной задаче — и преуспел. Как ни странно, сложнее всего оказалось отгадывание кроссворда. Он потратил на этот навык больше всего времени — 46 часов тренировок. И, скажем честно, проиграл Магнусу Карлсену в шахматы, хотя и достойно (до этого он играл на очень любительском уровне). Удивлённый чемпион мира согласился на матч-реванш.
Впечатлены? Я — да.
Основное преимущество этого метода в концентрации на практическом умении, а главное — на конечный и довольно быстрый результат.
Когда японский малыш выходит из детского сада, у него в багаже есть пара сотен умений! И все они — полезные и применяемые
Завязывать шнурки и пришивать пуговицы, делать суши и икебану, держать палочки для еды и кисточку для написания иероглифов… Он умеет это делать. И это реальный результат.
В отличие от наших школ и университетов, где обучение часто состоит из заучивания гигабайтов информации. Лишь в некоторых школах активно используют методы проектного управления (получение результата за фиксированное время), в остальных победил «процессный подход». И учёба становится вечной и нерезультативной… Полагаю, детский сад выигрывает сейчас у школы и университета в эффективности обучения.
Вот признайтесь, сможете вы утверждать, что именно умеет делать выпускник, у которого четвёрка по русскому языку? Составить деловое письмо, подготовить рекламное объявление, написать мотивационное эссе на грант или статью с продвижением своего товара или услуги? Абсолютно непонятно.
Дипломы и аттестаты в будущем, уверен, будут содержать перечень не предметов, а именно умений и навыков. Иначе этот документ ни о чём — кот в мешке.
Так чему же учить? Какие навыки осваивать? Подходов здесь может быть много. Можно пойти по пути программиста из Сан-Франциско: делать то, что очень хочется. Можно применить «метод полезности» — что точно пригодится в жизни или карьере. Можно развивать творческие навыки или навыки для своего хобби. Можно спортивные или кулинарные. А можно выбирать только те, которые точно удивят друзей и самого себя.
Здесь нет границ, кроме одного маленького условия. Один чётко сформулированный навык за одну неделю. Вот пример, как лучше формулировать цель и как не стоит этого делать:
- Сделать своими руками новогоднюю открытку бабушке. Вместо «поздравить бабушку».
- Сделать фруктовый или молочный коктейль по своему рецепту на выходных. Зачёт ставят близкие после дегустации. А вот формулировка «научиться готовить» — не подойдёт, не конкретная.
- Сыграть на фортепиано (пусть даже игрушечном) мелодию «В траве сидел кузнечик». Вместо «научиться играть на фортепиано».
- Проплыть брассом 15 метров. Вместо «научиться плавать».
- Обработать «ранку» на руке и перевязать бинтом. Специально, конечно, ранку для этого делать не стоит.
- Подготовить пять слайдов презентации в PowerPoint о вреде курения и показать курящему приятелю.
- Написать объявление о продаже старого велосипеда, который пылится в гараже.
И так далее.
Важно, чтобы цель при этом была конкретной и полезной. Пользу определяет тот, кто учится. Главное, чтобы в процессе её выполнения ребёнок или взрослый сам нашёл ответы, как это делать. И сделал сам. Хотя деликатно помогать ему в этом можно, а иногда и нужно.
Сейчас много пишут, что образование становится непрерывным и о профессиях будущего. Среди них называют и профессию ментора — специалиста, который будет помогать учиться: мягко, ненавязчиво (в диалоге) и с точной целью. Среди его функций умение правильно формулировать задачи-умения для достижения большой цели (мечты), а ещё — вдохновлять ученика. Говорят, что ментор во многом заменит учителя. И кое-где в мире это уже происходит.
Непривычно? Да, как и всё новое. Зато актуально, а главное — подход ментора лучше принимается самими учениками. Вопрос лишь в том, готовы ли родители и школы к новой роли учителя. Вот вы готовы?
Автор: Алексей Калачёв
Источник: https://mel.fm