«Не хочу делать домашку». Как родителю преодолеть соблазн взять все в свои руки

Каждыи? раз, когда вы решаете за ребенка сложную математическую задачу, вы подрываете его уверенность в себе, считает преподаватель и мама двоих детей Джессика Лейхи. В книге «Дар неудачи», которая вышла в издательстве «Самокат», она рассказывает, как перестать контролировать учебу вашего ребенка и дать ему возможность стать самостоятельнее.

Домашняя работа бывает разнои?: упражнения и подготовка к контрольнои?, полезная и бессмысленная, увлекательная и совершенно мучительная. Но о какои? бы разновидности домашнеи? работы ни шла речь и как бы вы лично ни относились к ее целям и осмысленности, домашнее задание — в любом случае для ребенка, а не для вас. Ваша обязанность — поддерживать. Ободрять, направлять внимание ребенка, пока он мал, а когда подрастет — четко сформулировать требования к нему и больше не лезть.

Да, знаю, знаю: проще сказать это, чем сделать. Не так трудно отои?ти в сторону и предоставить ребенку автономию, когда задание достаточно простое — например прорешать стандартные примеры — или когда срок сдачи большого проекта безопасно маячит где-то в отдаленном будущем. Но когда нытье и жалобы в духе «Я не хочу делать домашку» и «Она очень сложная!» перерастают в вопль, возникает соблазн взять все в свои руки или попросту подсказать правильныи? ответ, чтобы эта пытка прекратилась и все члены семьи могли вернуться к нормальнои? жизни.

Поддаваться этому соблазну нельзя. Такие моменты стресса, когда у ребенка зашкаливает уровень фрустрации, являются ценнеи?шеи? возможностью для развития прилежания, упорства и усердия.

Ребенок как раз и учится не сдаваться и биться до конца, когда ему приходится трудно, когда он уже уверен, что ничего не получится, когда он страдает от последствии? собственнои? прокрастинации или неумения планировать и придерживаться плана.

Что еще важнее, сложная домашняя работа имеет б?льшую ценность с точки зрения обучения, чем легкая, так что держитесь. Проявите силу воли. Когда плакат к научнои? ярмарке превращается в измазанное клеем месиво, а время укладываться спать уже на час просрочено, именно тут вам следует не просто отступить на шаг, а вовсе уи?ти.

Может показаться, что от вмешательства особои? беды не будет, но такого рода ущерб накапливается кумулятивно.

Каждый раз, когда вы перехватываете задание и избавляете ребенка от необходимости решать сложную математическую задачу или писать научную работу, вы подрываете его уверенность в себе и его автономию.

Справиться с заданием самостоятельно — вот мощныи? стимул, награда куда более ценная, чем оценки и результаты контрольнои?. Сосредоточьтесь на долгосрочнои? перспективе.

Достаточно скоро забудется то задание, над которым ребенок бился полночи; он, возможно, уже и не вспомнит, как этот плакат или эта задача казались ему не по зубам или как ни за что не хотела писаться проклятущая научная работа. Конкретику он забудет, но вот что останется: долгосрочные благие последствия тех часов, когда он самостоятельно разбирался в математическои? задаче или проводил научныи? эксперимент до самого конца, пока не получал свои собственные результаты.

Да, возможно, ребенку предстоит разочароваться в своих усилиях или даже в своих способностях, если наутро он предстанет перед учителем и одноклассниками с неверным ответом, но ему нужны такие уроки. Ваша обязанность — не спасать ребенка от разочаровании? и неловких ситуации?, а сочувствовать, поддерживать и помогать ему отыскать в самом себе силы и навыки для выполнения следующего задания.

<…>

Если ребенок долго делает задание, используйте Рецепт Времени

После того как вы проверите слух и зрение ребенка, а также количество сна и сложность задании?, присмотритесь, как выполняется само задание. Когда я слышу от родителеи?, что ребенок часами сидит над тетрадкои?, я стараюсь незаметно исподволь проследить за этим учеником во время перемены или выполнения самостоятельного задания в классе.

Некоторые ребята с виду работают, но, вглядываясь, я убеждаюсь, что они тратят уи?му времени, прыгают от задания к заданию, начинают и бросают, бессмысленно что-то карябают. И это без смартфона, компьютера и прочих отвлекающих факторов под рукои?. Другие ребята, которые сразу приступают к заданию и делают его до конца, выполняют пункт за пунктом и движутся дальше, успевают вдвое и даже втрое больше, чем те, кто вот так возится понапрасну.

Родители ребят, которые напрасно растрачивают время, часто жалуются на то, что дети засиживаются допоздна, и в ответ мы напоминаем, что значительную часть работы можно было бы сделать во время большои? перемены, что ребята, которые разумно этим пользуются, приносят домои? намного меньше задании?, чем те, кто в это время развлекается.

И если вам кажется, что задании? чересчур много, попробуи?те проделать дома вот какое упражнение: посидите рядом с ребенком, пока он делает задание, и отметьте моменты, когда он двигается вперед, а когда занимается всякои? ерундои? или тянет время. Таким образом вы получите объективное представление о том, сколько времени в совокупности уходит на реальную работу, и если «чистое время» все равно покажется вам чересчур долгим, тогда определите, какие предметы «виноваты» в этом более всего, и поговорите с соответствующими учителями об избыточнои? нагрузке.

Если учителя ответят, что ваш ребенок в меньшинстве, а дети тратят на домашнее задание не более разумно отведенного времени, испробуи?те Рецепт Времени — метод, названныи? в честь однои? из моих любимеи?ших героинь детскои? литературы, мисс Пигл-Вигл.

Фото: unsplash

Рецепт Времени изобретен учительницеи? математики Элисон Горман, преподавательницеи? среднеи? школы. Она обратила внимание, что некоторые ученики долго возятся с задачами дома, но в классе, когда такие же примеры назначаются в качестве самостоятельного задания, зато нет отвлекающих моментов и отведено ограниченное время, эти ребята успевают сдать работу в срок, а порои? и раньше, чем требовалось.

Рецепт Времени выглядит так: выясните, какои? предмет отнимает у ребенка больше всего времени, и подсчитаи?те, сколько времени на него уходит каждыи? день. Для примера предположим, что это алгебра. Если ученик тратит на нее полтора часа, сократите время вдвое, установите таи?мер на 45 минут и предупредите, что, как только это время истечет, с алгеброи? будет покончено и придется приниматься за другие предметы. Поставьте таи?мер так, чтобы ребенок его видел и мог наблюдать, как уходит время.

Предупредите, что не стоит расходовать полчаса на первыи? пример — тогда никак не справиться со всем заданием за 45 минут, надо правильно рассчитать время. И знаете что? В девяти случаях из десяти ваш школьник уложится в срок.

Поговорите заранее с учителем, предупредите о намеченном эксперименте: с большои? вероятностью учитель согласится на некоторое время дать ребенку послабление. По краи?неи? мере он будет предупрежден о том, почему один-два примера могут остаться недоделанными, и ему эта информация тоже пригодится. Он сможет разобраться, какои? именно тип задач вызывает у ребенка затруднения, и со своеи? стороны поспособствует тому, чтобы Рецепт Времени пошел ученику на пользу.

Как помочь ребенку с домашними заданиями: 8 практических шагов

Теперь переи?дем к практическим деталям: когда пора вмешиваться, в чем должна заключаться помощь, когда пора отступить и как подсказать ребенку, в чем плюсы того, что он не справился с заданием. Главное — сосредоточиться на итогах игры, а не на ежеминутных более или менее выгодных ходах; всегда держать в уме долгосрочные цели роста, автономии, компетентности, мастерства и прилежания.

Вот некоторые практические шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь детям любого возраста научиться организовываться, выстраивать стратегию и брать на себя ответственность за домашние задания.

Маленьких детеи? нужно обучать пошагово, пока не сформируются правильные привычки, но вы вправе надеяться, что постепенно ребенок возьмет контроль за этои? сторонои? жизни на себя. Если ваш ребенок старше, но еще никогда не брал на себя ответственность за собственную учебу, идеальныи? способ начать — предоставить ему самому контролировать первые шаги.

Фото: unsplash

Обеспечьте топливо. Мозги не могут работать без пищи и питья. Приготовьте (или предложите ребенку самостоятельно приготовить) полезныи? перекус и запас воды, чтобы максимально увеличить ресурсы энергии, которые понадобятся его мозгу для предстоящеи? работы.

Избавьтесь от отвлекающих моментов. Даже небольшие отвлечения, например переключения с задания на задание или кратковременная рассредоточенность, приводят к ошибкам. Недавнее исследование показало, что отвлечение всего на три секунды удваивает количество ошибок в задании: вероятно, его детали выскальзывают из кратковременнои? памяти. Отведите для выполнения задании? тихое, без помех, место.

Разберитесь с требованиями. Нужно точно понять, чего учителя ожидают от вашего ребенка. Многие учителя рассылают или выкладывают онлаи?н недельныи? план занятии?, чтобы родители могли заранее посмотреть задания. Используи?те эту информацию, чтобы прояснить ожидания и спланировать задания на всю неделю. Учителя начальнои? школы часто составляют «семеи?ные письма» с разъяснением основных преподаваемых в школе понятии?. Если ребенок постарше недоумевает, чего именно от него хотят, посоветуи?те ему обратиться с вопросом к учителю.

Организация и стратегия. Во время большои? перемены я прошу учеников составлять список дел на доске, вывешеннои? перед моим кабинетом. Таким образом они должны разобраться, что от них требуется. И заодно одноклассники напомнят друг другу про математику или французскии?. И вы дома вполне можете спросить: «Как у тебя с англии?ским? Вроде бы по понедельникам грамматика?» — и помочь ребенку расставить приоритеты.

Посоветуи?те ребенку начинать с самого трудного. Исследования показывают, что ресурсы самоконтроля в мозгу ограничены и наиболее доступны в начале работы над домашним заданием.

Оцените конечныи? продукт. Приучите ребенка делать паузу по окончании задания и по завершении всеи? домашнеи? работы и оценивать, выполнено ли задание полностью в соответствии с инструкциями. Некоторые учителя просят родителеи? подписывать задания, но следует развивать у ребенка способность самостоятельно оценивать соответствие его работы требованиям. Когда ребенок научится это делать, предупредите учителя, что отныне вы подписывать работы не будете: ребенок полностью ответственен за свои домашние задания.

Делаи?те столько, сколько удается сделать. Если после повторных попыток ребенок все же не справляется с большим заданием, предложите разделить его на части и сделать столько, сколько сумеет.

И тут наступает момент поговорить с учителем начальных классов о его ожиданиях и требованиях. Некоторые учителя рассчитывают на то, что родители помогут ребенку с работои?, другие предпочитают, чтобы разделы, которые ребенок не осилил, он так и сдавал незаполненными — тогда лучше видно, что ребенок усвоил, а что нет.

Лично я предпочитаю, чтобы ребенок сделал хоть что-то, даже если задание не будет выполнено целиком. Например, при чтении заковыристого латинского текста я прошу учеников посмотреть все слова в словаре и выписать их значения, а если не удается установить точныи? перевод, то хотя бы указать, к какои? части речи относится слово. Чем больше информации о допущенных ошибках я получу, тем легче будет направить ученика на верныи? путь.

Стремитесь к учебе, а не к совершенству. Сосредоточьтесь на том, что деи?ствительно важно в домашнеи? работе. Ее цель — не добыть правильные ответы, а предоставить ребенку возможность практиковать и наращивать те навыки, которые были усвоены сегодня в школе, а также подготовиться к овладению навыками, которые появятся в школьнои? программе завтра.

Автор: 

Источник: https://www.pravmir.ru



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования