Почему родителей так бесит делать уроки с детьми и как с этим быть

Объясняет психолог.

С началом каждого учебного года родительские группы полны жалоб и стенаний. Некоторые признаются, что ни одно занятие на свете не бесит их так сильно, как эта ежевечерняя пытка — выполнение школьных заданий. Почему адекватные в целом люди превращаются в монстров при виде учебника математики за третий класс — разбираемся вместе с психотерапевтом Анной Привезенцевой.

В этой ситуации можно обозначить два сильных чувства, которые захлестывают родителя: бессилие и стыд.

Стыд

Понятно, что сама по себе двойка не может вызывать такого взрывного эффекта. Тут дело в том, что мы живем в социуме, где ребенок, который плохо учится, становится для родителя позорным пятном. Логика такая: ребенок приносит двойки, значит у него плохие родители, которые не в состоянии организовать учебный процесс. Либо этот ребенок просто туп — и это также стыдно. Социальный стыд, который возникает при неуспехах ребенка — вот базовое чувство, которое здесь заложено. Сейчас много говорят о насилии в семье, эмоциональном и физическом, но забывают о том, что именно общество часто диктует родителям такие правила поведения. Именно ситуация неуспеха и последующего стыда вызывает в родителе желание вести себя агрессивно.

Бессилие

Еще одна проблема заключается в том, что делать уроки родителю попросту не интересно. Ему это и не должно быть интересно — он свои уроки давно уже все сделал и в школе отучился. Даже игра может быть интересной — в нее можно вовлечься, а от уроков никакого удовольствия нет. Более того, если в условной игре в машинке или в принцесс результат не важен, то в приготовлении уроков непременно должен быть конечный результат. И тут родителя охватывает тот самый стыд за неуспешность. Вот он сидит, занимается чем-то совершенно ему не интересным, он надеется, что ребенок сейчас быстренько — бац, и выучит все, быстро не получается. Особенно, если ребенка понукают и подгоняют, он и вовсе перестает соображать и начинает тормозить еще больше. И тут родитель сталкивается со своим бессилием и беспомощностью. Он не может ребенка заставить выучить материал, эффекта от уроков нету, от этого родитель начинает орать — чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию. Его охватывает бессильная злость.

А что тогда делать?

Выдыхать

Хорошо бы, чтобы родитель понял, что оценка его как человека и как родителя, а также оценка его ребенка как ребенка не зависит от школьных оценок и вообще от каких-либо социальных успехов. Мы любим своих близких за то, что они наши близкие, а не за то, что они успешны. Более того, ответственность за наше эмоциональное состояние лежит на каждом из нас. И если родителю кажется, что ребенок «доводит», «издевается» и это вызывает в нем бурю агрессии, это проблема родителя, а не ребенка. Возможно, тут стоит обратиться к специалисту и проработать свой гнев, стыд и прочие эмоции. Часто даже успешных, умных детей родители просто уничтожают — и не за двойки, а за четверки! Здесь можно говорить только об амбициях родителя, о желании реализоваться за счет ребенка. Таких родителей обычно мучает перфекционизм, вызывающий стыд и желание ощущать контроль. Им, опять же, стоит проработать свои проблемы, и не сваливать их на ребенка.

Делегировать ответственность

Есть дети, которые сидят и ждут, пока родитель придет с работы и начнет делать с ними уроки. Зачем самому делать уроки, если мамы-то еще нет. Ко мне на прием родители приводят 16-летних детей и говорят: «Мы делаем уроки до ночи» или «Мы плохо делаем уроки» или «Я боюсь, что мы не закончим школу». В таких случаях мне всегда хочется сказать: но вы-то вроде уже один раз школу закончили, зачем второй раз ее заканчивать?

Я лично настаиваю на том, что уроки — это ответственность ребенка. После 5 класса уж точно. Ответственность ребенка — следить за успеваемостью, обозначать сложности, которые у него есть, и тогда родитель в диалоге с ребенком находит способ помочь.

Проверить здоровье

В целом, программа младших классов сейчас такая, что не нужно много ума, чтобы ее понять — это может сделать любой нормативно развивающийся ребенок. Чаще всего, если у ребенка в младшем классе почему-то не идет учеба, то дело в неких нарушениях, которые надо исправлять. Дислексия, дисграфия, задержка развития — тут нужно обращаться к специалистам. Если ты месяц твердишь ребенку о том, что 2 плюс 2 это 4, а он не понимает, значит есть некая проблема, которую невозможно решить совместным выполнением домашних заданий. Я лично знаю бедных детей, которых били всю младшую школу, а в 5 классе выяснялось, что у ребенка серьезное отклонение. Если вы подозреваете что-то такое, можно сначала пойти на прием к школьному психологу, а дальше уже идти к другим специалистам.

Помнить, что теплые отношения в семье — важнее всего

Спокойная обстановка в семье важнее любых уроков и оценок. Всегда нужно помнить, что мир не рухнет, если ребенок чего-то не выучил. В любой непонятной ситуации сохраняйте доверительные отношения. А их очень трудно сохранить, если родитель каждый вечер орет, а ребенок рыдает. Если вы понимаете, что у вас нет сил спокойно объяснять, наймите человека, который не испытывает этих чувств. Если не хватает финансов, можно поискать старшеклассников, которые хотят подработать, поговорить с классным руководителем, Не нужно мучить себя и ребенка и портить отношения, которые потом будет очень сложно восстанавливать.

Источник: https://chips-journal.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования