Мы не раз писали о том, как недальновидно делать выбор за ребёнка. Так и множатся армии стирающих ноги в кровь девочек-балерин и уставших от жизни экономистов, да и мало ли кого ещё. Не все травмы физические, мы давно это знаем. Наталья Майорова предлагает родителям (для разнообразия) поставить себя на место ребёнка, которого они заставляют заниматься чем бы то ни было против его воли.
Был обеденный перерыв. Мы с коллегой разговорились на тему знаний английского языка. Кажется, что изучением английского охвачены все без исключения. Вокруг то и дело слышно: хочу начать, хочу подтянуть, хочу восполнить, хочу понимать, хочу расширить, хочу заговорить.
— Ты знаешь, — сказала мне коллега, — а я очень благодарна своей бабушке.
— За что? — поинтересовалась я.
— За то, что она меня заставляла учить английский. Она проверяла все мои домашние задания, мы с ней сидели до глубокой ночи, всегда делали больше, чем нужно. Мне приходилось зубрить, иногда даже без особого понимания, что и для чего. Сейчас я понимаю, что если бы она тогда меня не заставляла, я бы не знала язык так хорошо, как знаю сейчас.
Несколькими неделями позже у нас были гости. И тема «потому что надо» всплыла вновь.
— Я убеждена, что сначала детей нужно заставлять. Они сами не могут понять, что им в жизни пригодится, — уверенно обозначила новую тему для разговора Вероника.
— Да, я согласна, — живо и с удовольствием поддержала разговор мама, — я знаю, Ната меня не слушает. Но я тоже думаю, что нужно требовать. Сначала они будут сопротивляться, но потом, когда появятся успехи, когда их будут хвалить, они втянутся.
— И потом, — развивала тему Вероника, — во многих секциях проводят соревнования, конкурсы, организуют сборы, готовят выступления на городские праздники. У них, как ни крути, появится интерес к результатам.
Я задумалась. Разве нельзя иначе? А что если дети будут заниматься не потому что «надо», а по любви? Они достигнут меньших результатов? Уверена, что нет
Дети — это те же мы, только гораздо более открытые, восприимчивые, активные, живо интересующиеся, свободолюбивые и удивительно настойчивые. Их стремление к поиску информации запрограммировано самой природой. Их способность добывать информацию, а потом приходить к осознанным решениям двигает их естественным путём вперёд.
Они умеют самостоятельно находить ответы на вопросы, которые важны им здесь и сейчас. Они идут своими дорогами со своей скоростью. Дети не боятся совершать ошибки. Всё это так до тех пор, пока не вмешается педагогическая мудрость родителя…
Я подумала, что будет забавно, если родители заведут себе друга, который за них будет решать, чем им нужно заниматься. Например, изучать домоводство. Потом, в будущей жизни родители сами будут ему благодарны, за то, что уже сейчас научатся содержать своё жилище в порядке и уюте. Они непременно почувствуют на себе пользу от правильного домоводства.
Совершенно изменится их облик: они станут стройнее, будут легко и свободно держаться на людях. Одновременно с этим их с удивительной регулярностью будут наставлять, заставлять, вынуждать, поучать, одаривать живительными пинками и ободряюще шантажировать. Им будут приказывать, от них будут требовать, на них будут оказывать давление, их будут подчинять себе. Будут они двигаться вперёд? Будут ли счастливы? Я сомневаюсь.
За фразой «потому, что надо» мы прячем свои страхи. Мы заняли пассивную позицию, чтобы не сделать что-то по-другому. Для того чтобы осознанно понимать, чутко принимать ребёнка, чтобы обогащать его среду и создавать атмосферу равноправного общения, нужны постоянная работа мысли, рефлексия, борьба со страхами, поиски решений, ошибки, внимательность, вовлечённость, присутствие рядом, стремление самому стать достойным образцом и т. д. Но ведь куда проще сказать: «потому что надо!».
Автор: Наталья Майорова
Источник: https://mel.fm