НЕМЕДЛЕННО... НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙТЕ!

«Надо срочно что-то делать», − думаем мы, столкнувшись с проблемой. Но далеко не каждая ситуация требует нашего вмешательства и решительных действий. Иногда лучшее, что можно сделать, – не делать ровным счетом ничего.

Проблем в воспитании детей это тоже касается. Многие из них являются вполне естественными, обусловленными возрастом, особенностями характера или сложившейся ситуацией и не требуют к себе особого внимания. Но мы же родители! Мы беспокоимся, воспринимаем проблемы ребенка очень близко к сердцу. И как только что-то идет не так, хотим немедленно с этим разобраться, взять под контроль и искоренить. И тогда можно вздохнуть облегченно: «Сделали все, что могли…» Увы, многим родителям радоваться результатам своих усилий не приходится – проблема, появившись, начинает разрастаться как снежный ком. И чем больше усилий мы прилагаем к ее решению, тем больше она нас беспокоит.

Маленький Саша забыл стишок и, выйдя на утреннике в центр зала, так и стоял, пока воспитательница, чтобы не нарушать сценарий, не рассказала за него. Самого Сашу ситуация особо не впечатлила, но мама расстроилась. «Значит, он чувствует себя неуверенно, значит, он боится выступать перед людьми, значит, у него проблемы с памятью», − обозначила она проблему для всех домашних, и с этого дня они все вместе стали ее решать. Прочитали массу литературы о детской неуверенности.

НЕ СТАРАЙТЕСЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ТОМУ, ЧТО ЕМУ ЕЩЕ РАНО ЗНАТЬ: ЭТИМ ВЫ ТОЛЬКО НАНЕСЕТЕ ВРЕД ЕГО ПСИХИКЕ.

Ежедневно после садика специальными упражнениями тренировали Сашину память. Стали упражнять его в публичных выступлениях, используя для этого любое семейное торжество. Объяснили, как важны детские утренники и что он должен делать, чтобы выступать на них успешно. На следующем празднике Саша не просто забыл стишок, а еще и расплакался на сцене. «Его неуверенность гораздо больше, чем мы думали», − решили родители и наметили новую, более глубокую программу по ее исправлению. Которая, как и первая, дала совершенно обратный результат − сейчас Саша стал действительно тревожным.

И эта проблема – не единственная, которая требует к себе невнимания. Пока ребенок растет, многое из того, во что нам хочется вмешаться, нужно просто проигнорировать. И именно в этом будет выражаться наша родительская забота.

РЕБЕНОК УСТРАИВАЕТ СКАНДАЛ

Это начинается почти сразу после первого дня рождения и бывает такой не-ожиданностью, что многие родители начинают сомневаться, все ли в порядке. Конечно, и раньше бывали слезы или крик, и раньше ребенок проявлял недовольство, но то, что происходит сейчас, просто необъяснимо. «Он становится агрессивным, машет руками, а потом просто падает на пол, − говорят друг другу мамы в ужасе, − и ведь даже непонятно из-за чего». Даже те, кто слышал или читал о существовании детских кризисов, решают: «Надо что-то делать». То ли показать невропатологу, то ли самим отслеживать состояние и научиться его предотвращать, то ли найти какое-то успокоительное средство. Нельзя же в самом деле просто стоять и смотреть, как ребенок бьется головой.

На самом деле можно. И даже нужно. Нет, конечно, если смотреть вам тяжело, то лучше выйти из комнаты и дать ребенку биться в одиночестве. Это ужасно и негуманно, но, по сути, правильное решение. Годовалый ребенок переживает кризис взросления. Он уже может ходить, самостоятельно все брать и чувствует себя вполне взрослым. Родители с их заботой и контролем впервые в жизни начинают ему мешать, и он ищет способы воздействия на них. Громкий крик, неожиданные движения, видимость опасности – вот чем можно их напугать и убедить.

Но ребенок уже достаточно умен и никогда не станет наносить себе вред по-настоящему. Психологи, изучающие аффективное поведение детей, с помощью видеосъемки получили доказательство сознательности таких действий. При замедлении записи видно, как ребенок следит глазами за взрослым и как быстро меняет свое поведение, если мама выходит из комнаты. Крик становится тише, слезы высыхают. К чему стараться, когда никто не видит? Так что не замечать проблему – самое правильное в этой ситуации. Ни агрессии с вашей стороны, ни попыток успокоить, ни компромисса по поводу его требований, ни наказания быть не должно. Как правило, после скандала ребенок хочет, чтобы его приласкали. И это тоже надо сделать так, как будто ничего и не было.

РЕБЕНОК РУГАЕТСЯ

У психологов есть такая шутка. Родители приводят ребенка и говорят: «Не знаем, что делать, он говорит отвратительные слова». − «Прекрасно, это значит, что он хорошо слышит», − отвечает доктор. В реальности родители редко относятся к ситуации с таким же оптимизмом. Ведь им самим бывает неловко и даже стыдно, когда ребенок говорит то, что в обществе не принято. И хочется немедленно исправить.

«Никак не могла отучить дочь говорить ругательства. Объясняла, что такие слова хорошие девочки не говорят, наказывала, ставила в угол. Однажды она осталась с моей пожилой родственницей, пока я ходила по делам. Когда я вернулась, Алена со слезами бросилась ко мне и обещала никогда-никогда больше не произносить плохих слов. Оказалось, тетя Лида, услышав брань, взяла Алену за руку, отвела в ванную и пообещала каждый раз после плохого слова мыть ей рот с мылом. Мне такой метод воспитания показался слишком уж жестоким, но пришлось признать – с того дня Алена больше не ругалась. А через месяц родители детей из группы стали жаловаться на Алену. Она перестала ругаться при взрослых, но охотно делилась познаниями в фольк-лоре с одногруппниками».

ПРЕЖДЕ ЧЕМ РЕАГИРОВАТЬ НА ХУЛИГАНСКУЮ ВЫХОДКУ РЕБЕНКА, ЗАДУМАЙТЕСЬ, ПОЧЕМУ ОН ТАК ПОСТУПИЛ. ВОЗМОЖНО, И РУГАТЬ ЕГО НЕ СТОИТ.

Ребенок начинает ругаться в возрасте 2–3 лет неосознанно, просто повторяя новое, только что услышанное слово. Будет ли он поступать так в дальнейшем, зависит полностью от взрослых. Если вы проявляете слишком много эмоций, то эта привычка, скорее всего, закрепится. Дети ведь очень чувствительны, они улавливают ситуацию без слов. Мама смущена, она быстро разрешила мне взять что хочу и отправила в свою комнату. Что ж, в следующий раз нужно будет поступить так же. Но чаще дети, как ни странно, получают подкрепление привычки положительными эмоциями взрослых. «Ну что ты говоришь, это же плохое слово!» − говорит папа сыну, а потом, смеясь, рассказывает другу по телефону эту историю. Конечно, ребенок и в следующий раз не упустит случая повеселить взрослых. Если не хотите, чтобы дети ругались, пропускайте мимо ушей, не делая замечаний и не выражая никаких эмоций. То, что вы услышали, в этом случае будет произнесено еще 3–4 раза, а потом забудется.

РЕБЕНОК ПИСАЕТСЯ В ПОСТЕЛИ

В таких ситуациях вместо «писается» обычно говорят: «У ребенка энурез» или «У ребенка ночное недержание мочи». Но это не вполне справедливо. Потому что от того момента, как это произошло один или несколько, раз до того момента, как состояние становится диагнозом, проходит достаточное количество времени. И будет ли это диагнозом, во многом зависит от поведения взрослых.

Что происходит, когда пяти-, шестилетний (или даже еще старше) ребенок описался? Родители удивлены: период подгузников давно прошел, и таких досадных эксцессов давно уже не было. Ребенок расстроен, понимая несоответствие случившегося со своим возрастом. Конечно, все хотят, чтобы этого больше не было. Мама звонит бабушке, чтобы узнать народные средства от такой проблемы, потом – в поликлинику, чтобы записаться к урологу, потом убирает белье и думает, как бы избавиться от пятна. Вечером, за ужином, ребенку говорят: «Ты бы не пил так много сока, а то мало ли чего» − и оставляют свет в коридоре («Обязательно встань и сходи в туалет»). Будет совсем не удивительно, если в ближайшее время ребенок опять проснется мокрым. А потом опять… Через несколько месяцев уже можно будет сказать «энурез». Ребенку, скорее всего, предстоят обследования и лечение почек.

Однако, по статистике, только 15% всех случаев энуреза имеют причиной заболевание. Остальные объясняются только психологически, а именно − таким пристальным вниманием к проблеме. У ребенка формируется постоянное тревожное ожидание, стремление контролировать свое состояние и страх. «Я обязательно должен проснуться, обязательно», − думает ребенок, в результате чего, наоборот, долго не может уснуть, часто просыпается ночью, а потом, под утро, засыпает крепко и… все повторяется снова. Напряженная обстановка, внимание к этой проблеме очень вредят успеху выздоровления. А ведь для него и надо-то всего – ничего не делать. То есть вести себя абсолютно естественно, как будто такой ситуацией вы нисколько не удивлены и она вполне обычна. Это, кстати, так и есть. Дети еще долго имеют право так поступать – как ночью, так и днем. Их эмоции не всегда позволяют следить за своим состоянием, а сон бывает очень крепким и ярким.

РЕБЕНОК БЕРЕТ ЧУЖИЕ ВЕЩИ

Когда совсем маленький ребенок берет чужое, то это не проблема. Взрослые отбирают, возвращают владельцу, извиняются – вот и все. Но когда, зная правила поведения в обществе, слово «воровство» и то, что это наказуемо, ребенок все равно стремится что-то присвоить, то это, конечно, проблема. Особенно если поведение выходит за рамки узкого семейного круга.

Лиля – очень милая шестилетняя девочка. Но после скандала в детском саду дети с Лилей не дружат. «Лиля может взять чужие вещи. Когда приходит бабушка, она тайком обшаривает ее сумку, и я стараюсь это пресекать. Но тут она залезла в сумку к маме своей подруги, когда та разговаривала с воспитательницей, взяла пудреницу и положила ее себе в шкафчик. Какой был скандал… Я столько всего выслушала, и, главное, ответить было нечего. Зачем ей эта пудреница – ума не приложу».

Дети берут чужое, когда им не хватает своего. Но – не вещей, а любви и внимания. И иногда даже делают так, чтобы пропажа как можно быстрее обнаружилась. «Вы на меня вообще внимания не обращаете, сделаю что-нибудь плохое, может, так обратите». Родители действительно начинают заниматься ребенком, хотя бы смотреть в его сторону. Прекращается такое поведение – исчезает родительское внимание. Дети привыкают, для них стремление брать чужие вещи становится эмоциональной подпиткой, гарантом того, что родители все же их любят. Проблему стоит проигнорировать. А ребенку – уделять максимум внимания. Ведь многие родители, которые обращаются к психологам с проблемой детского воровства, даже не держатся с ребенком за руки.

источник



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования