Как хорошо, когда дети, родители, бабушки, дедушки и другие члены семьи заняты чем-то интересным, увлекательным и вместе с тем полезным! По выходным или во время длительного отдыха гораздо полезнее пообщаться друг с другом, чем утыкаться в телевизор или смартфон.
В игровую форму можно облечь и серьезные вещи: обучение, развитие внимания, памяти, установление теплых эмоциональных контактов, решение серьезных конфликтов… Играйте и становитесь ближе друг к другу!
1. Буквы в слове
Желательно, чтобы в игре участвовало не менее трех человек, но и не больше десяти. Можно играть всей семьей, когда у вас есть много свободного времени и вы хотите провести его с пользой.
Игра повышает грамотность, расширяет словарный запас, а также помогает разобраться в сложных видовых и родовых связях слов и понятий.
Как играть?
Один участник загадывает слово и называет вслух первую букву (например, слово "учебник" и его первую букву "у"). Остальные строят предположение о загаданном слове и задают уточняющие вопросы. Например, возникло предположение, что загадано слово "устрица", тогда задаются уточняющие вопросы в такой форме: "Это вид еды?" Если загадывающий сможет подобрать "съедобное" слово на "у", например, "уха", то он говорит: "Нет, это не уха", и отгадывающим ничего не остается, как задавать новые вопросы.
Если же загадывающий игрок не может вспомнить ни одного слова на "у", обозначающего еду, он должен назвать следующую букву загаданного им слова. Игра продолжается до тех пор, пока слово не будет угадано.
2. Детектив наоборот (игра в детективные "Данетки")
Увлекательная и, как правило, довольно долгая игра, поэтому в нее лучше играть без спешки – например, во время отдыха на пляже. Можно играть вдвоем, а можно и вчетвером или впятером, – в общем, всей семьей. Игра развивает умение анализировать и творчески мыслить.
Как играть?
Один из игроков говорит только самый конец какой-либо истории (как правило, это какой-нибудь детектив или короткая необычная история). Например: "Ветер с силой распахнул окно и ворвался в комнату, где находились Джо и Билл, после чего они оба погибли".
Задача игроков состоит в том, чтобы выяснить: что же такого ужасного произошло в этой истории? Отчего все так печально закончилось?
Они имеют право задавать вопросы рассказчику, но только такие, на которые тот может ответить однозначно "да" или "нет". Еще он может говорить: "Не имеет значения", если вопрос совсем далеко от сюжета истории.
А история в результате оказывается очень простой. Оказывается, Джо и Билл – это рыбки в аквариуме. Ветер, ворвавшийся в комнату, опрокинул аквариум, и бедные рыбки погибли.
Истории вы можете поискать в интернете, а можете придумывать сами, чтобы дать волю воображению.
3. Буриме
Приведем один из вариантов этой игры, которая обычно строится на вариациях с рифмами. Буриме означает рифмованные концы (в переводе с французского). Искусству стихосложения свойственны легкость, радость и оптимизм. Попробуйте себя в этом качестве. Если вы будете сочинять все вместе, то, возможно, напишете целую поэму. Можно сыграть на каком-нибудь празднике или семейном торжестве.
Как играть?
Задаются рифмы и примерная схема стихотворения. Рифмы могут быть такими: лето – котлета, давай – трамвай, карман – барабан, барьер – пример, шутка – жутко, мгновение – восхищение. Тема – поздравление с днем рождения сестры. Все пишут стихи, стараясь, чтобы получилось посмешнее. Затем зачитывают свои произведения вслух. Все хохочут, а сестра выбирает то, которое ей больше понравилось.
4. Желания
Эту игру хорошо проводить в кругу семьи для того, чтобы все лучше понимали, какие желания и цели возникают у ваших близких в данный момент, – а это важно, чтобы лучше действовать сообща и по возможности не мешать друг другу. Часто мы сами себе не отдаем отчета, чего хотим, что движет нашими поступками.
В этой игре можно узнать много ценного и неожиданного не только о других, но и о себе. Игру лучше проводить периодически, например раз в неделю, по 10-20 минут.
Как играть?
Все члены семьи (это может быть разговор за вечерним чаем) по очереди высказываются о том, чего они хотят в данный момент друг от друга и от жизни вообще. Высказывания должны быть короткими. Задумываться не нужно – говорите, что первое придет вам в голову. Пусть сказанное будет неожиданностью для всех и для самого говорящего (например: "Я хочу, чтобы папа перестал ворчать по утрам", "Я хочу остров в океане", "Я хочу, чтобы меня больше любили").
После нескольких кругов таких излияний – краткое, пятиминутное обсуждение.
Конечно, все желания не могут быть исполнены, да это и не нужно… Главное – чтобы вас понимали в семье.
5. Паровозик
Игра развивает взаимопонимание и устанавливает контакт между членами семьи, дает хорошую эмоциональную разрядку. Играя, вы можете определить, что вам больше по душе – быть ведомым (то есть ребенком) или быть ведущим и ответственным (то есть взрослым).
Как играть?
Встаньте друг за другом и обхватите впереди стоящего игрока руками за пояс. Этот поезд не совсем обычный: у него паровоз не впереди, а сзади. Последний игрок управляет движением всего состава. Итак, все участники игры закрывают глаза, кроме последнего – паровозика.
Последний же управляет движением всего поезда с открытыми глазами. Если нужно повернуть вправо, он поворачивает впереди стоящего игрока правой рукой, если влево – то левой рукой, если прямо – то обеими руками двигает вперед.
Дальше передача управления зависит от того, как поняли сигналы вагончики. Задача паровоза заключается в том, чтобы управлять составом и никуда не врезаться. При этом лучше, если движение поезда будет разнообразным, с крутыми виражами, неожиданными остановками и т. п. Попробуйте! После удачной поездки поменяйтесь местами и ролями. Пусть все участники побывают в роли паровозика.
По материалам книги Розановой Екатерины "Книга игр" (РОСМЭН, 1999)
Источник: База знаний "Мамсилы"