Почему я не учу свою дочь читать. Одна (но очень важная) причина

Почему я не учу свою дочь читать. Одна (но очень важная) причина 01.05.2018

Почему я не учу свою дочь читать. Одна (но очень важная) причина

Моей дочери недавно исполнилось 5. Она еще не читает сама. И я ее не учу. Почему? Я хочу, чтобы она самостоятельно освоила такое большое, значимое, мощное, жизнеобразующее действо, как чтение. Я хочу для нее этот опыт. Я считаю очень важными для ребенка собственные победы, свершения и успехи. Еще я считаю, что нормативный ребенок, когда приходит время, в благоприятной обстановке сам осваивает и чтение, и письмо, и счет. 

Что такое благоприятная обстановка?


Это отсутствие насилия в семье. Это внимание к ребенку и забота о нем. Это книги в доме и читающие родители. В том числе читающие ребенку вслух. Это возможности ребенка для свободной игры. Это просто нормальная семья.

Зачем ребенку собственные свершения и достижения?


Значительная часть методик раннего развития и в целом отношение к развитию детей (за не самыми распространенными исключениями) построены на работе на опережение. У ребенка тренируют базовые и прочие навыки за какое-то время до их естественного возникновения. Результаты хорошие (у нейротипичных детей они и не могут быть иными), и значит, система верная. Логично? Но есть разные «но».

Вот список «но», касающихся детей:

Говорит психолог, гештальт-терапевт Екатерина Швигоренко: Если мы говорим об обычном, нейротипичном ребенке, в жизни которого не происходит серьезных стрессов, – да, он точно научится! И яркий интерес, скорее всего, проявится именно в период 5-6 лет. Это время наибольшей чувствительности к процессу чтения или, словами советского психолога Л.С.Выготского, «сензитивный период для развития способности к чтению». Во время сензитивных периодов ребенок быстрее всего овладевает навыками. То есть можно потратить год на обучение чтению четырехлетки или просто быть рядом с пятилетним ребенком и поддерживать его стремления и удовлетворять любопытство – итог будет одинаковым. При этом нужно помнить, что границы сензитивных периодов очерчены приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Главное, причем не только в чтении, а и в развитии ребенка в целом, быть внимательным к нему и его проявлениям, замечать интересы и отвечать на них. Развитие навыка чтения у детей с особенностями имеет свои отличия. При расстройствах аутического спектра может быть диагностирована гиперлексия, которая иногда кажется родственникам признаком гениальности. В то же время существует дислексия, которая проявляется специфическим расстройством чтения.

Как следовать за интересом ребенка и в результате знакомить нормативного ребенка с чтением? Мой личный опыт.


И все-таки, что моя девочка умеет сейчас, в 5 лет и почти месяц? 

Она знает буквы, она складывает слова из букв из пазла-азбуки. Она с интересом разбирает буквы в надписях, но сложить их в слова пока не может. Но даже если попросит меня помочь, и мы разберем слово, соотнести его со словом из своей речи – непосильная пока задача.

Она пишет мне письма и подписывает рисунки. Она подписывает открытки, которые сама делает, своим и моим подругам на дни рождения.

Говорит игровой педагог Женя Кац: Многие дети начинают писать раньше, чем читать. Им интересно преобразовывать мир, создавать что-то свое. Их завораживает то, что они оставляют след в этом мире. Я считаю, детей надо в этом поддерживать. Для них процесс письма, когда они приходят к нему сами, по своему желанию, наполнен глубоким смыслом. Личным смыслом.

В три дочкиных года мне понадобилось взять какую-то справку в какой-то конторе, я пришла с ребенком. Беседую с чиновницей, дочке дали бумажку и фломастер. И она вдруг говорит: «Мама, папа. Я тут написала». Чиновница хлесть в обморок. Я хлесть в неменьший обморок. Смотрим, написано печатными буквами «МА ПА». «Она у вас в 3 года умеет писать?!» – «До этой минуты я считала, что нет!». С тех пор, уже два года, она пишет постоянно.

Думаю, с чтением будет так: в какой-то момент она возьмет в руки любимую на тот момент книгу – и в голове что-то сомкнется, и она вдруг увидит слова, наполненные смыслом.

Я хочу, чтобы она пришла к этому сама. Я предвкушаю, как она будет радоваться и как будет гордиться собой. Я не учу ее читать, потому что хочу, чтобы она пережила эту радость – радость самостоятельного открытия и свершения.

Автор: Наталья Калашникова
Источник: https://ezhikezhik.ru/


Теги: 

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru