Как вернуть ребенку интерес к учебе

Тема интереса к учёбе сложная и большая, в одной короткой заметке её не рассмотреть. Здесь я расскажу о приёме, который показывает весьма приличную эффективность. Не идеальную, но вполне достаточную, чтобы попробовать.

Вот что нужно делать – спрашивать у ребёнка о том, что нового или интересного он узнал в школе. Обычно родители сосредотачиваются на оценках, и тогда ребёнок начинает думать, что он учится ради оценок, чтобы порадовать родителей.

Это не самая плохая мотивация, однако, у неё есть существенный минус – она внешняя. В психологии это называют эффектом сверхоправданности (overjustification effect). Суть его проста – если внешнее поощрение (внешняя мотивация) сильнее внутренней, то человек перестаёт вкладываться в занятие как следует (Deci and Ryan, 1985).

Есть и обратный эффект – недостаточной оправданности (insufficient justification effect). Если нет значимого внешнего вознаграждения или вознаграждение не воспринимается как способ контроля, человек решает, что действует исходя из собственных интересов.

То есть, если ребёнок ходит в школу, чтобы приносить оценки, он ходит туда, в общем-то, из-под палки. А если он ходит туда, чтобы узнать что-то новое, он ходит туда из неких внутренних побуждений. По крайней мере, ему так кажется.

Следовательно, родителям необходимо всячески подчёркивать эти внутренние побуждения. Вот какие вопросы можно задавать: «Что нового ты узнал/узнала? Что интересного сегодня было? Чему ты научилась/научился? Что тебя сегодня удивило? Что полезного было? Как это можно использовать в жизни?».

Весьма вероятно, что поначалу ваш ребёнок будет отбрыкиваться, отнекиваться и всячески увиливать от ответов. Во-первых, он может считать это инструментом контроля, во-вторых, он может просто не находить в голове ответы на эти вопросы.

Но если вы будете задавать эти вопросы именно из интереса, чтобы помочь ребёнку сфокусироваться на полезном и новом, то со временем ребёнок сам начнёт думать о школе по-другому – в формате «что полезного/нового я здесь узнаю». В этот момент включится эффект недостаточной оправданности и ребёнок начнёт учиться ради нового и полезного.

Процесс этот, увы, не будет быстрым, но проявите немного упорства – и всё получится.

Автор: Павел Зыгмантович

Источник: https://vk.com/pavelzygmantovich



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :sick: :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования