Был в моей практике опыт работы с населением в детском государственном психологическом центре. Это по 10 приемов бесплатного консультирования или терапии на 1 обратившегося человека в год. Посетители приходили использовать свои 10 посещений и про дальнейшую работу с психологом даже не думали — финансовый вопрос сразу заставлял говорить категорическое «нет». Люди приходили за помощью в состоянии отчаяния и крайней нужды. Крайне мало было тех, кто приходил осознанно за решением, а большинство приходили за спасением.
Однажды на прием ко мне записали девочку, привела её бабушка. Девочка плохо ладила в детском саду со сверстниками, была замкнутой и очень слезливой. Ребенка воспитывала бабушка, так как родители, по ее словам, были очень заняты и занимались своей карьерой. К слову, родители жили в том же городе, что и дочь, но виделись крайне редко, хотя время в пути от родительского дома до дома бабушки составляло примерно 40 минут. Бабушке было очень стыдно за поведение девочки в садике и она пришла в психологический центр за тем, чтобы психолог «заставил или уговорил» ребенка вести себя лучше.
Не буду рассказывать наши беседы с бабушкой, принятые решения и запрос на терапию, расскажу краткий момент общения с ребенком.
Ребенок приходил регулярно раз в неделю, до конца нашего общения оставалось 2 встречи. Девочка знала про количество встреч, и мы кроме интересных тем разговаривали и про расставание, которое будет. И вот на 8 встречу ребенок пришел с детским рюкзачком. Девочка вошла и села, долго смотрела на меня в задумчивости.
«А у Вас есть дети», — спросил меня ребенок. — «А в квартире сколько комнат? А муж у Вас есть? А гулять Вы любите?»
Вопросы сыпались градом: про домашних животных, про любимые книжки и игрушки, мультфильмы и еду. В какой-то момент она надолго замолчала, ушла за штору, прижалась лбом к окну и стояла там минут 10.
«А Вам кукла нужна?» — послышался тихий голос. — «Хорошая кукла, послушная, у нее все есть: и игрушки, и одежда. Она Вам совсем не помешает, будет сидеть тихонечко в углу. Возьмете?»
Не куклу принес ребенок мне предложить, она пришла ко мне жить, принесла чуть своих вещей и игрушек, она очень хотела поселиться у тети, которая на нее смотрит с интересом и одобрением, которой она почувствовала себя нужной.
Душераздирающая история.
Для успокоения читателей скажу, что у ребенка все потом стало хорошо, и они с бабушкой потом несколько лет подряд приходили на 10 встреч в год за поддержкой и похвастаться успехами.
Часто ко мне обращаются родители с жалобами на то, что ребенок на любую их просьбу мгновенно впадает в истерику, отказывается обниматься, из детского сада его не увести, хотя утром в сад идет сопротивляясь. Жалуются на плохое внимание, что ребенок сильно раздражает своими обидами и капризами и все время ноет.
«Сделайте с этим уже что-нибудь, просто нет сил справляться и терпеть!»
Детям родители необходимы, но не в качестве фигур, которые кормят и одевают. Детская психика очень незрелая и не станет зрелой в ситуации, когда родители постоянно сталкивают ребенка с обманом. Причем родители это не считают обманом, а считают заботой о ребенке. Что же это такое?
Одно из самых страшных состояний для ребенка является состояние ожидания, которое не ясно закончится ли. Это ожидание родителя в детском саду, которое усугубляется отчаянием с того момента, когда других детей начинают забирать. Это ожидание времени, когда мама/папа освободится и сможет уделить внимание ребенку: почитать, поиграть, поговорить. Ожидание выполнения обещаний о событиях или покупках: «мы с тобой ПОТОМ это купим», «мы ПОТОМ пойдем гулять», «конечно, мы сходим в зоопарк и купим мороженное ПОТОМ».
Детская психика не умеет разделять родительское искреннее обещание и обещание, как способ отвязаться от ребенка в его желаниях. Она одинаково наивно ждет и тратит все эмоциональные и физические ресурсы на это ожидание. И если сроки прошли или не озвучены, то и жизненная энергия вкладывается в этот процесс. И как итог – ребенок эмоционально выгорает. У него не остается сил ни на что! Любая просьба, любой разговор, где требуется хоть капля сил для того, чтобы потерпеть, отвлечься от чего-то, напрячься — вызывает сильное сопротивление и, как следствие, взрыв напряжения, Ребенок сваливается в истерику, которую крайне сложно утешить. Такой ребенок начинает ныть и скулить по любому поводу. Он не умеет просить. Нытье – это единственный способ получить хоть каплю внимания. Все силы уходят на ожидание: выгоревший организм истощается и не может быстро переключаться с одной деятельности на другую, быстро реагировать на родительские просьбы, найти силы на дружбу с другими детьми или на хорошее поведение. Ребенок начинает часто болеть, вирусам легко захватить ослабленный стрессом организм.
Родители же считают, что их деточка и не помнит, не заметила, или забыла, да и зачем помнить про какую-то ерунду!!
Но так ли это?
Дети всегда, ВСЕГДА буду ждать и помнить: сбежавшего попугая, обещанную куклу или прогулку, которых так и не случилось, ушедшего из семьи отца, умершую бабушку, родителей, которые пообещали приехать на выходные, но уже месяц как не едут. И будут ждать: детьми, взрослыми и до самой старости.
А также возьмут на себя всю вину и ответственность за произошедшее, будут считать себя недостаточно хорошими, достойными или любимыми. А самое главное они будут считать, что они не смогли и не справились. Они всю жизнь будут пробовать это исправить, искупить ценой своей жизни, своего здоровья, своих жизненных выборов и самое страшное – ценой судьбы своих детей. Они будут стараться, стараться и еще стараться всю свою жизнь: они станут взрослыми, заведут свои семьи со своими детьми, но продолжат ждать и нуждаться в том, чтобы кто-то рассказал им правду!
Что же это за правда?
А правда очень простая, но в ней содержится то, что заставляет детей плакать, а родителей чувствовать себя плохими родителями. Правда о том, что ребенка заберут самого последнего из группы, папа не вернется в семью, родители не приедут на выходные, а бабушка умерла и стала ангелом. И много правды по мелочам: не хочу покупать тебе эту игрушку, не хочу включать мультики, не дам никогда мои вещи поносить и что бы ты не делал, как бы не старался, ты не сможешь помирить нас с твоим папой.
Дорогие родители, огорчение, которое причинит ваша правда, заставит ребенка плакать, возможно, плакать очень горько. Но боль, горе и обиду можно утешить, обман же, даже из самых лучших побуждений формирует ожидание. А оно выжигает психику и меняет судьбу далеко не в лучшую сторону. Позаботьтесь о ребенке, скажите ему правду. Это очень полезная правда, которая несмотря на слезы и необходимость утешать, не сделает вас плохими.
Девочка очень хотела кому-то принадлежать, чувствовать одобрение и любовь, хотела, чтобы ожидание закончилось, что была готова стать куклой для первого попавшегося человека, который поглядел на нее с одобрением, что готова была пойти с ним куда угодно. Хорошо, что это был психолог, не правда ли?
Автор: Светлана Нерода
Источник: https://neroda.ru/qqlv7
Иллюстрация Kristina Mirvoda, illustrators.ru