На днях были в кафе с детской комнатой и наша активная девочка Соня 4-х лет отправилась на покорение сего пространства. Минут через 30 покоритель вернуся, озвучив проблему: мальчики обзываются и не пускают с собой в игру. Что делать?
- Пусть разбираются сами! – сказал умудренный жизнью друг.
- Пойдем,помогу, - сказала наученная Ньюфелдом я.
Заходя в комнату, вижу выраженно-садиковских парней лет 4-5, агрессивно держащих в руке по мягкому кирпичу и выкрикивающих: «Малюська, уходи!». Вообще-то внешне ничего обидного. Но для моего младшего ребенка страшнее ругательства придумать сложно. Она только и делает, что отстаивает свое право на равенство, на то, что она не младше.
С четрехлетними мужчинами разбираемся довольно быстро. Говорю, что обзывание – это обидно, а девушка в замковом хозяйстве вполне может пригодиться. Мальчики не против. Соню берут в игру, больше конфликтов не было.
Был второй вариант – мальчики наотрез отказались бы. Тогда я бы помогла Соне проплакать то, что случилось. И после этого она быстренько нашла бы, чем еще заняться в этой комнате БЕЗ мальчиков.
Вернувшись на место, получаю втык за то, что не позволяю человеку решать проблемы самостоятельно. Ну какие решения у трех четырехлеток могут самостоятельно созреть?
Самый удачный способ решения проблем, по мнению Сони – это заехать по мордасам. Собственно, многие люди за всю жизнь дальше этого метода и не ушли. Но поскольку процессы интеграции уже имеют место быть, перед тем, как заехать, Соня стала думать и довольно часто сдерживаться. Но и конструктивно разрешить конфликт с помощью слов и аргументов она, конечно, еще не в состоянии. Так же, как и оппоненты.
Начнем с того, что «научить решать проблемы» нельзя, равно как и научить «быть самостоятельным». Можно способствовать этому, можно подготовить почву, можно поддерживать, но научить, к сожалению, нет. И выбросьте все книжки о научении самостоятельности.
Вы можете помочь эмоционально созреть, поддерживать глубокие отношения, быть рядом, когда в вас нуждаются, обеспечить тыл. Но самостоятельным человек станет сам. Если будет все вышесказанное.
Поэтому в возрасте 4х лет не идет речи об «отпустить». Речь идет о том, чтобы попытаться помочь, а если не получается, то позволить пережить опыт того:
- что не все сбывается
- что не все люди делают так, как ты хочешь
- что далеко не все хотят с тобой играть
- что люди умеют обидно обзываться и делать больно во всех смыслах
- что плакать – правильно, слезы помогут стать сильнее
- что если эти дети не хотят с тобой играть – будут другие дети, которые захотят
- что мамы не будет всегда рядом, но сейчас мама с тобой, пока тебе это нужно.
При таком раскладе разбираться с мальчиками, которые обзываются, в 30 лет уже не придется. Но не исключено и даже почетно, если дочь и в 30 лет плакать придет именно к вам.
Автор: Анастасия Писаревская