Моей старшей дочери Анне — 15 лет. Возраст кошмарный. Предлагаю несколько проверенных способов, как пережить это самому и помочь своему уже не ребёнку справиться с взрослением.
1. Интересоваться тем, что интересно подростку. Это труднее, чем кажется. Как бы я ни бодрился в свои почти 40, мозг уже не такой гибкий и быстрый, а инерция всё сильнее. Нажитый с годами интеллектуальный снобизм противится мемам и видеоблогам, отторгает Versus и «Дружко-Шоу» (причём, это сегодня в топе матерный батл и немолодой лысый мужик, завтра будут другие герои, и за этим тоже надо как-то успевать). Но если ты не будешь во всём этом хоть немного разбираться — тебе вообще будет не о чем говорить с ребёнком. Так мне пришлось узнать про эстонского рэпера Tommy Cash и паблик «Че». Никакой другой пользы от них мне нет, но дочка хотя бы не смотрит на меня, как на реликта.
2. Относиться к проблемам подростка серьёзно. Я полагаю, самая неподходящая интонация — снисходительная. Мол, ерунда твои страдания, плавали-знаем, всё пройдет, всё перемелется. Себя вспомните. Когда очередная девушка игнорировала попытки 16-летнего меня ей понравиться — это был крах, конец света. И никакой задушевный запев «знаешь, всё еще будет» не мог меня в этом разубедить. Оно, конечно, будет. Но прямо сейчас этому несчастному бесправному существу — подростку — больно. Попробуйте разделить с ним эту боль.
3. Но и не драматизировать. Легко впасть в другую крайность, слишком близко принимая к сердцу чувства своего ребёнка. Все эти терзания временные и, как правило, не смертельные. Главное, донести до подростка эту мысль с юмором, а не свысока. Как в рекламе: «и в моей жизни был Валера». Я случайно услышал, как дочка по телефону выводит подругу из депрессии. Подруга передала мне привет, я ответил голосовым сообщением, дурацким голосом: «Ооо, я тоже знаю, что такое депрессия! И тебе привет». Реакцией был восторженный хохот — и подруги, и дочери.
4. Делиться историями своей юности. Конкретизация тезиса «всё уже было» в ироничном ключе. Не надо стесняться своего бурного прошлого и выставлять себя святее Папы Римского. Докажите ребёнку, что с вами тоже происходили странные вещи, и это не помешало вам стать нормальным человеком.
Анна очень любит историю, как я, будучи весьма далеко от трезвого состояния, упал в общаге в канализацию, например
5. Самому совершить подростковую выходку. В честь чемпионства «Спартака» я выбрил ирокез и покрасил его в красный цвет. Две недели я ловил изумленные взгляды прохожих. И вызывал восхищение дочери, она даже выложила пост «Понимаешь, как скучно живёшь, когда твой 40-летний отец покрасил волосы в красный». Понимаю, не всем это доступно по статусу. Хотя я тоже не бродяга, а главный редактор делового издания. Ну в узком кругу сотворите что-то глупое и радикальное, порадуйте своего юного бунтаря.
6. Не обижать друзей. Если у подростка есть друзья, с которыми он готов болтаться с утра до ночи — это замечательно, просто отлично. Поверьте, гораздо хуже, если он одинок. Вот это реально опасно. А влияние «плохой компании» можно корректировать. Как — это отдельная тема. В том числе, с помощью названных здесь методов. Главное, чтобы подросток вам доверял, и вы имели авторитет в его глазах. Переходный возраст обрушивает оба эти критерия, как рубль в декабре 2014. Если вы будете открыто оскорблять друзей вашего ребёнка — вы вообще уйдёте в минус, и по доверию, и по авторитету.
7. Вспоминать былые совместные радости. Пусть сейчас моей дочери интереснее проводить время с друзьями и телефоном. Но совсем недавно её лучшим другом был я. За это время накопилась масса общих впечатлений. Доставайте их в уместных ситуациях. «А помнишь, как мы были на выставке современного искусства и поняли, что современное искусство — вообще не для нас?» — проходя мимо музея. «А помнишь, как ты боялась прыгнуть с самого высокого турника, но все-таки прыгнула и отбила пятки?» — просто во дворе. И так далее. Эти ниточки воспоминаний хоть чуточку, но привяжут к вам рвущегося на волю, в пампасы подростка.
8. Понять — это гормоны. И против них не попрёшь.
Самые лучшие дети самых лучших родителей всё равно в этом возрасте творят дикие вещи
Тяжело принимать метаморфозу — ангелочек, который пару лет назад каждое воскресное утро ходил с тобой в церковь, теперь дрыхнет до обеда, забивает на пятую заповедь и ведёт себя так, что тебе самому порой хочется нарушить заповедь номер шесть. Начинаешь рефлексировать: «Как же так? Почему?» Винить себя, ребёнка, его компанию, школу. По каждому пункту обвинения частично оправданны. Но есть ещё и гормоны. Делайте скидку на неизбежность химии — это смягчит реакцию.
Фото: Flickr (Don OʼBrien)
Автор: Алексей Машегов
Истоник: https://mel.fm