Контейнировали-контейнировали, да не выконтейнирорвали...

Илюше пять лет. Он внезапно обнаружил, что мама сняла с кухонной стены все рисунки, чтобы освободить место под новогодние поделки. И ладно бы все, мама сняла и ЕГО рисунки тоже!!! Коварная мама сделала это в пять утра, не предупредив, потому что у нее, видите ли, бессонница!..

Это для Илюши огромный удар. Он злится, он расстроен, он обижен. Он идет к маме, начиная рыдать уже на ходу. Падает в мамины объятия и начинает зло плакать, яростно выкрикивая: «Мои рисунки! Мои рисунки!». Мама молча обнимает.

Через пять минут выкрики переходят в подвывания, плач уже не такой громкий, тело постепенно расслабляется. Мама берет Илюшу на колени, баюкает, тихонечко, на ушко, проговаривает его чувства: «Ты увидел, что я убрала рисунки и очень рассердился и расстроился. Тебе обидно и досадно».

Мама вежливо, но твердо осекает бабушку, которая пришла на плач и пытается увещевать внука, что не из-за чего тут расстраиваться, надо новогодние рисунки рисовать.

Еще через пять-десять минут Илюша выпустил все свои эмоции. Он чувствует легкость и светлую пустоту. Он легко соглашается вместе с мамой достать из коробки и повесить над своей кроватью два самых любимых рисунка, после чего идет рисовать Деда Мороза для стены на кухне.

У Илюши все хорошо. Он сложил все избыточные, переполнявшие его, эмоции в мамин контейнер, и теперь он снова доволен и счастлив. Его путь к зрелости широк и светел.

Анеле два года восемь месяцев. Она хочет взять красивое хрупкое зеркальце старшей сестры, но ей не разрешают. Она злится, она расстроена, ей обидно. Анеля идет к маме, начиная рыдать уже по дороге. Падает в мамины объятия и разражается громкими рыданиями, выкрикивая: «Хачу зейкайце!!!» Мама обнимает Анелю, говорит, что понимает, что Анеле очень обидно из-за того, что нельзя брать элинино зеркальце, что Анеля сердится. Анеля рыдает пару минут в маминых объятиях, после чего мама отстраняет Анелю от себя, гладит по голове, оставляет на полу в кухне и прячется в ванной.

Анеля плачет в одиночестве. Она прогоняет старших сестер, которые пытаются ее пожалеть. Она хочет сложить свои эмоции именно в мамин контейнер, но мама не берет их. Ей приходится самой справляться с переполняющими ее чувствами. Ее путь к зрелости сейчас напоминает опасную горную тропу. Ей требуется много времени, чтобы отпустить эмоции и снова прийти в состояние душевного спокойствия и равновесия.

В чем же разница? Как вы, наверное, уже догадались, у этих детей одна мать – я. Почему же такие разные ситуации? Я воспитываю мальчиков и девочек по-разному? Я считаю контейнирование эффективным только с определенного возраста? У детей разный темперамент и им требуется разный подход? Я люблю Илюшу больше, чем Анелю???

Нет, нет и нет. В описанных ситуациях нет ответа, потому что я кое о чем умолчала. Ответ не в детях, ответ во мне самой. Первая ситуация произошла утром, когда я только что проснулась (да, я встала, выпила чаю, сняла со стены детские рисунки, потупила в интернете и легла спать обратно). Я более-менее выспалась, за ночь обнулилась, и контейнер мой опустошился. В нем было много свободного места под Илюшины эмоции.

Вторая же ситуация была вечером, когда я была уставшая, контейнер мой за день заполнился, и попытка впихнуть в него анелины страдания была для меня мучительна.

Контейнирование для меня одна из самых сложных вещей в родительстве. У меня есть впитанный с детства навык, но он настолько мал… Рассчитан на одного ребенка + подавление эмоций, наверное. Ведь именно такая схема работала в моем детстве: пару минут тебя еще могут пожалеть, потом «Хватит реветь!» и все такое.

Благодаря маме, мне не сложно развивать интеллект детей, интеллектуальный интеллект, так сказать: читать детям, делать поделки, задания, самой придумывать развивающие игры – я все это умею, потому что это все делала моя мама, честь ей и хвала!

А вот в том, что касается эмоционального интеллекта, мне приходится учиться самой, по книгам, без наставника, без наглядного примера, как это делается. И с ограниченным навыком самоконтейнирования. И с отсутствием контейнера для меня самой, потому что муж тоже не резиновый.

Мне еще повезло, я умею хоть как-то. Мне, по большому счету, надо только расчистить свой захламленный контейнер и помочь детям научиться пользоваться их собственными. Хотя и это не так легко. Мой ресурс контейнирование ест как ничто другое. После полноценного «забора эмоций» как в примере про Илюшу, я ложусь обратно, даже если я только что встала. Мне физически больно, и мне нужно время, чтоб меня вообще никто не трогал, чтоб прийти в себя. А в этот момент мой ресурс может запросто понадобиться кому-нибудь другому из детей!

Что делать людям, у которых опыта контейнирования в детстве не было совсем (а таких людей среди нас много) я даже не знаю. Как научиться контейнированию по книгам с нуля? Это же тонкий энергетический процесс, который надо прочувствовать на себе, да не один раз. Где взять такого человека, который будет достаточно зрел и энергетически силен, чтобы полноценно контейнировать взрослого? Где взять таких людей в достаточном количестве????

Одни вопросы без ответов…

Наверное, в этом случае, как, в принципе, в 99% случаев родительской практики, важно видеть свои маленькие победы. Вот совсем мааааааленькие. Мне это сложно. Я хочу полноценно контейнировать четверых детей, не подавлять их эмоции, учить их выражать свои чувства экологично, не причиняя вреда себе и окружающим. Хочу все и сразу. Но не могу. И приходится себе напоминать, что я не просто так не могу, что это действительно сложно. Это работа. Контейнирование – один из самых важных (да, я действительно считаю его очень-очень важным для счастливого и здорового будущего моих детей) и сложных аспектов моей материнской работы. И я учусь, помимо самого контейнирования, еще и не делать из него жертву, не класть себя на алтарь. Это мне тоже сложно.

Видеть свои маленькие победы. Полноценно контейнировала одного ребенка в день – отлично! Не подавила остальных, не наорала, просто отправила на тайм-аут или сбежала на тайм-аут сама? Очень хорошо!

Помнить, что с возрастом способность к самоконтейнированию у детей возрастает: Анеле нужно больше всех емкости моего "конденсатора", Илюше уже меньше, Элине еще меньше. Даня периодически как Анеля, но тут уж ничего не поделаешь.

Беречь свой ресурс. Жалеть свой ресурс. Копить свой ресурс. Помнить, что контейнирование ест очень, очень много ресурса…. 

Автор: #Ксения_Смыслова



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования