Пример одной игры на развитие мышления.
У моей трёхлетней дочки такая игра - любимая.
Сначала я предлагала ей 2 объекта. Это могли быть два рукотворных предмета. Например, беговел и мячик-попрыгунчик. Или два природных объекта. Например, трава и пёс. И дочь увлечённо искала общие свойства. И какая у объектов есть связь друг с другом. Я задавала наводящие вопросы.
Софье так понравилось, что она сама стала выбирать объекты и начинать игру. И тут началось самое интересное. Я не была к этому готова :) Дочь заставила и мой мозг изо всех сил напрягаться :)
Во-первых, она стала увеличивать количество объектов. До 4х и 5ти. Мой мозг застонал и я силой своего авторитета таки установила временно правило - не более трёх объектов.
Во-вторых, она стала выбирать объекты из разных систем и надсистем. Например, трава, пёс, дерево, курятник и полиэтиленовый пакет. Предлагаю выбрать из них три и начать играть сначала с тремя. Иначе мой мозг стонет!
Приходят к нам гости и дочь сразу к ним с этой игрой. Приходится гостей защищать от дочкиной активности :)
Но кое-кто отважно берётся играть. Тогда получается очень важный для воспитания дочери вечер!
Она ДУМАЕТ ВМЕСТЕ со взрослыми и чувствует, что она не маленькая, ещё мало знающая о мире девочка, а мыслящий человек среди себе подобных!
Взрослые в эти моменты не назидательствуют, не транслируют ребёнку своё превосходство, и не находятся на пьедестале. Они тоже думают! И знаниями своими они в такой момент с ребёнком ДЕЛЯТСЯ! И дочери есть что им предложить в ответ!
Наступает тот самый ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС, от которого наполняются эндорфинами тела всех участвующих в процессе :)
Я считаю это ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ для развития дочери!
Итак, об одной такой игре сегодня хочу вам рассказать. Дочь выбрала 3 объекта: наш пёс Буран, дерево - гледичия трёхколючковая и планета Земля.
Вот что удалось надумать:
Первое найденное Софьей сходство - все объекты могут быть чьим-то домом! И пёс, конечно, тоже! Софья перечислила - для кого. Взрослые добавили.
Сходство #2. Всем нужны солнце и вода! Поразмышляли для чего.
Сходство #3. Всем нужна любовь человека! Поразмышляли зачем.
Сходство #4. Всем нужна компания! Вместе лучше! Обсудили кому кто нужен и зачем. Здесь было очень интересно! :)
Сходство #5. По сравнению с чем-то каждый из них огромный, а по сравнению с чем-то другим - маленький. Посравнивали.
Сходство #6. У каждого есть своя работа! Важная! И они всегда её делают. Каждый свою. Подумали о работе. Тоже очень увлекательно было.
Сходство #7. Они все живые! И могут погибнуть. Погрустили немножечко.
Сходство #8. У них есть чувства, а значит и душа. Они умеют любить! И горевать. Обсудили кто как горюет и кто как любит. Как пёс горюет - дело очевидное, как горюет дерево - не так очевидно, а как горюет планета - тема захватывающая. Софья сообщила, что Земля горюет вулканами и землетрясениями. Потому что дрожит от горя...
В этой игре у нас не принято критиковать версии. Подрастёт - сама разберётся. Ошибаться могут и взрослые, и учёные в том числе. Можно высказать удивление такой версии, сообщить, что тебе такое не известно, что учёные думают иначе (и это повод сообщить о том, что думают учёные и что они уже выяснили).
Далее перешли к связям: кто для кого что делает.
И тут началось ВААБЩЕ САМОЕ интересное! :)
Вот что пёс делает для дерева и планеты?
А что дерево делает для пса и планеты?
Что планета делает для дерева и пса?
Попробуйте поиграть сами! :) вот вам и основы устройства экосистем и биосферы в целом.
А ежели звезду добавить... :)
Рекомендуем! Ребёнок от таких открытий испытывает прилив эндорфинов! И закрепляется любовь к мышлению! К открытиям! И скорости растут :)
А Софье всего три года :)
P.S. Надо уточнить: я не даю дочери готовых ответов. Только вопросы. И примеры, если надо помочь ей самой что то представить или сформулировать вопрос.
Автор: Вера Писаренко