Как поступать родителям и педагогам, если ребенок гиперактивен и не может сидеть на месте?
Стоит разделить, говорим ли мы о гиперактивности как о синдроме, который диагностируется медиками, или просто об избыточной активности ребенка. Для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходима комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция. На уровне советов: важно сажать активного ребенка на первые парты, строго соблюдать режим дня, не стоит перенагружать ребенка двигательной активностью, потому что после нее ребенку, вопреки распространенному мнению, что «набегается и выдохнется», наоборот растормаживается и не может успокоиться сам. И помнить, что активным деткам нужна помощь взрослых, потому что саморегуляция у них обычно развита слабо, и нужно помогать им организовываться, начинать и заканчивать дела, помогать с уроками.
Как мотивировать ребенка, чтобы он стал проявлять интерес к занятиям?
Универсального ответа нет. Для некоторых детей мотивацией будут подарки и поощрения, кому-то важна похвала родителей, кому-то – хорошие оценки. Важен здесь пример родителей. Если ребенок видит, что родители с удовольствием относятся к своей работе, любознательны, активны, то и для ребенка учеба будет интересной.
Насколько важно чтобы с ребенком дома делали уроки? Продлёнка или репетиторы (няня) могут заменить домашнюю работу с родителями?
Задача родителей и педагогов на начальном этапе обучения – это научить ребенка учиться. Поэтому хорошо если родители помогут ребенку выработать алгоритм выполнения домашних заданий, будут помогать решать встречающиеся сложности. Здесь хорошо действовать по принципу «сначала вместе, а потом – сам». Если ребенок делает задания с репетитором или в продленке, то главное чтобы у ребенка не терялся контакт с родителями, если нет совместной учебной деятельности, то можно вместе общаться, гулять, и тд.
Как вы относитесь к прессингу родителей, которые криками и ремнем пытаются «вбивать» знания в своих чад?
Если бы это приносило результат… чаще родители используют такие методы от собственного бессилия. Тогда лучше передать задачи обучения педагогам, репетиторам.
Если ребенку тяжело дается учеба — плохо запоминает, не может сосредоточиться — в чем может быть причина и как поступать родителям?
Среди возможных причин могут быть и неврологические, связанные с особенностями развития ребенка, и психологические, связанные с особенностями протекания психологических процессов (памяти, мышления, внимания и тд.), и педагогические, когда у ребенка не сформированы необходимые учебные навыки и умения. Лучше обратиться к специалистам, чтобы определиться с причинами и путями решения проблем.
Что делать если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками и он категорически отказывается идти в школу?
Прояснить ситуацию, узнать что чувствует ребенок, возможно он напуган, или разозлился. Пообщаться с учителем, школьным психологом и вместе помочь ребенку адаптироваться в классе.
Дочь моих знакомых уговорила родителей перевести их в другую школу из-за конфликта в классе. А потом отказалась и в нее ходить — родителям пришлось договариваться, чтобы ее взяли обратно. В каких случаях стоит идти на поводу у ребенка?
Мнение ребенка безусловно важно. Но школа, кроме обучения школьным предметам, еще и «репетиция» к взрослой жизни, возможность научиться решать конфликты, вступать в отношения, принимать решения. Вопрос о смене школы часто стоит в ситуации школьной травли, что является серьезной психотравмирующей ситуацией. В остальных случаях возможно ребенку стоит помочь разобраться в конфликте, продумать возможные пути выхода из него, а иногда просто поддержать.
Автор: Психолог Елена Головина для газеты "Вечерний трамвай" о детях в начальной школе