Мало что достается детям без ограничений, в том объеме, что им хочется. Взрослые говорят: “Нужно знать меру” и отсчитывают, отмеряют, дозируют все блага и радости по своему разумению, редко считаясь с мнением ребенка. Можно ли научиться чувствовать меру с выданными двумя конфетами в день или выклянченными 15 минутами игры с родителями?
Взрослым видится в детях саморазрушительная жадность, потребность вопреки здоровью и здравому смыслу наедаться сладостями и сидеть часами у телевизора. Взрослых раздражает, что сколько не играешь с ребенком, он все равно продолжает канючить “Давай еще”.
И кажется нет решения. Вроде понимаешь, что чувство меры – это способность самому определять необходимое, выверенное собственным опытом. Но мало кто из родителей готов спокойно смотреть и ждать, как ребенок насыщается свободой и становится благоразумнее.
Что же делать?
1. Сладкое. Я придумала этот пост в минувшие праздники, начитавшись в Интернете душераздирающих историй о том, как дети воруют конфеты из подарков. Из своих подарков. Понятно, что родители прячут подарки с благими намерениями, опасаясь диатеза. У нас как-то принято видимого диатеза опасаться больше, чем неосязаемых душевных терзаний. Но мне кажется, не нужно добавлять к длинному списку детских несвобод запрет брать еду. В нашем доме уже лет 5 вся еда в свободном доступе и давно уже не было ни случаев чтобы кто-то объелся сладким, ни случаев, чтобы кто-то все съел и о других не подумал.
2. Мультфильмы. Я уже писала, что было время, когда сын ежедневно требовал свою дозу мультфильмов. Это можно было понять – когда получаешь всего полчаса времени перед экраном, а пересмотреть хочется так много – жалко пропустить хоть один день. Но ситуация складывалась нездоровая. Поэтому сейчас бывают дни, когда сын смотрит мультфильмы сколько хочет (все равно это час-полтора) и бывают недели, когда он о мультфильмах не вспоминает. Пару раз в месяц случаются и вовсе праздники непослушания, когда мы несколько часов смотрим хороший фильм или сериал всей семьей. Я убеждена, что радости от этого занятия много больше, чем вреда.
3. Игры. Сколько времени нужно ребенку на игру в 3 года, в 5, в 10? Кажется, что очень много, причем в 10 потребность в игре не намного слабее, чем в 3. Но чем ребенок становится старше, тем его больше ограничивают и отбирают время на “нужное и полезное”. Хотя в дошкольном и, как я сейчас вижу, в младшешкольном возрасте ничего полезнее игры нет. Поэтому если не получается больше, может хотя бы один день в неделю освобождать старшим детям для игр, чтобы ничто не прерывало и не отвлекало?
4. Право не ложиться спать. В конце дня появляется, наконец, свободное время, родители собираются дома, происходит что-то интересное. И неизбежное “Пора спать” воспринимается ребенком с огорчением, а нередко и с протестом. У нас бывают вечера, когда приходят гости и в одной комнате играют дети, в другой родители, вечера после разлуки с домом, когда сын не может уснуть, не поздоровавшись со всеми игрушками, вечера, когда мы всей семьей увлекаемся каким-то занятием и нет никакой возможности остановиться и какие-то особенно хорошие вечера, осененные новогодним волшебством, когда просто духу не хватает прогнать ребенка в постель. Так что бывает сын ложится поздно и даже очень поздно. При этом и в обычные дни мы иногда спорим из-за режима (думаю, все родители понимают эгоистичное желание уложить детей спать пораньше), но случается и наблюдать, как сын откладывает книжку, гасит свет и говорит “А теперь я буду спать”.
5. Материальные желания. В сегодняшнем изобилии детских товаров так много интересных и прекрасных экземпляров, что и взрослым трудно удержаться от покупок. Причем пока взрослые суетятся между книжками, научными наборами, настольными играми и радиоуправляемыми машинками, дети точно знают что им нужно и устремляются, например, к стенду Лего. Но проблемы это не решает, родитель в любом случае оказывается на другой стороне баррикад, поскольку всего, что требуется ребенку, он приобрести никак не может. Объяснения всякого рода помогают, но ненадолго. Наверно нужно время и опыт обращения со своими деньгами, чтобы в конце концов ребенок понял, что нет никакой радости покупать все и совсем не обязательно каждый раз опустошать кошелек.
6. Родительская нежность. Есть дети, которые не стремятся к тактильному контакту. Но многим требуются родительские объятия, и гораздо больше восьми штук в день. Иногда начинает казаться, что ребенок никогда ими не насытится. Может стоит устроить день объятий и посмотреть, что будет?
7. Родительское время. Все-таки для детей это самая большая ценность и самый желанный подарок. Но работа, домашние дела, телевизор и телефон, Интернет, хобби, друзья и многое другое постоянно укорачивают день и на долю ребенка достается совсем немного и то часто тратится на наставления и быт. Совсем редкость – безраздельное внимание, когда родители полностью отдают себя общению с ребенком, не бегают каждые 5 минут смотреть почту, мешать суп или отвечать на звонки. Не знаю, что тут делать. Но стараюсь помнить, что если очень хочется провести час с гарантированной пользой и радостью, всегда можно пойти поиграть с ребенком, что-то помастерить вместе или просто поговорить.
Автор: Юлия Луговская
Источник: http://orangefrog.ru/