У редакции «Монтессори.Дети» спросили:
– Буду признательна, если подскажите, как организовать время занятий для детей разного возраста. У меня две дочери: одной 2 года, второй 5 с половиной. Со старшей мы выучили буквы и читаем по слогам. Теперь начали уроки прописи. Младшая ревностно относится к нашим занятиям, хочет участвовать, злится, что не может читать. Я всё объясняю, включаю её по возможности в наши занятия. Но в итоге младшая всегда расстроена. Как мне себя вести? Младшая очень сообразительная, знает цифры, фигуры, цвета, животных. Свободно пересказывает сказки, учит стихи.
На вопрос отвечает Монтессори-педагог и детский психолог Наталия Гончарова:
– Вы можете использовать несколько вариантов организации занятий с детьми разного возраста, хотя лучше совмещать их все по мере возможности.
- Подбирайте наиболее похожие виды деятельности для старшей и младшей.
Вы правильно делаете, что включаете младшую дочь во все занятия. Подбирайте похожие занятия: пока старшая пишет, младшая рисует. Обе дочки могут тренироваться в письме на манке или на доске мелом: старшая писать фразы, а младшая – буквы или фигуры. Старшая может учиться считать предметы, пока младшая эти же предметы сортирует по какому-либо признаку.
Это идеальный способ, но, к сожалению, как вы уже убедились, он действует не всегда. Младшие часто хотят заниматься тем же, чем и старшие, а не похожей деятельностью. А также ревнуют взрослого, подбадривающего старшего ребёнка в сложных занятиях.
- Подключайте старшую дочь к обучению младшей.
Другим вариантом занятий для детей разного возраста, который часто нравится обоим детям, является обучение младшего старшим. Обязательно проведите предварительную беседу о том, что старшей дочке уже 5 лет, поэтому она умеет больше, но и младшая обязательно всему научится. Потом предложите старшей потренироваться в чтении, читая младшей. Старшая может учить младшую буквам, рисуя их на манке или на доске. Старшая может пересказывать по памяти младшей прочитанный рассказ.
- Давайте выполнять общие задания.
Вы можете давать детям разного возраста задания, требующие совместного выполнения, таким образом превращая занятия в общение и игру. Одной из игр Монтессори для обучения чтению является следующая: ребёнок читает написанное слово и приносит обозначенный предмет. Или читает простое задание и выполняет его. Так старшая может читать задания, а младшая – выполнять их. Младшая может приносить картинки или предметы, а старшая – подписывать их. Старшая может записывать послания к родителям от младшей дочки и даже писать от неё письма под диктовку. Младшая может найти всех кукол, а старшая посчитать их и записать результат.
Ещё больше идей совместных занятий с детьми разного возраста вы найдётездесь.
- Установите отдельное время для занятий.
Прекрасно, когда дети делают всё вместе и помогают друг другу. Но есть некоторые занятия, которые нельзя совместить с двумя детьми разного возраста. Если вы помогаете старшей дочке в обучении чтению или счёту и должны быть в этот момент с ней, вам придётся выделить для этого особое время. Объясните младшей, что сейчас вы будете заниматься индивидуально со старшей, например, 15 минут. Таким образом вы продемонстрируете младшей дочке, что у каждого человека есть свои занятия, которым нельзя мешать. Предложите младшей много занятий на выбор в это время. Если младшая отказывается заниматься другими делами, поставьте стульчик недалеко от вас и скажите, что она может сидеть рядом, наблюдая, но не мешая занятиям старшей. Если вы будете настойчивы, младшая дочь постепенно научится уважать время занятий сестры (даже если сначала они будут занимать всего 5 минут). Не забудьте уделять время и младшей дочке, обязательно проговаривая, что сейчас её время занятий с мамой, а старшая должна заняться чем-то другим или наблюдать, не вмешиваясь.
- Организовывайте такие занятия, где дети разного возраста будут равны.
Обязательно занимайтесь не только прописями и чтением, но и творчеством, не сравнивая при этом детей, но поощряя различия в работах каждой из сестёр. Они могут вместе рисовать, делать простые коллажи, лепить из пластилина. Старайтесь при этом не усложнять работы, а пробовать разные техники их выполнения.
Автор: НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА
Источник: http://mchildren.ru/