Как организовать занятия с двумя детьми разного возраста

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Буду признательна, если подскажите, как организовать время занятий для детей разного возраста. У меня две дочери: одной 2 года, второй 5 с половиной. Со старшей мы выучили буквы и читаем по слогам. Теперь начали уроки прописи. Младшая ревностно относится к нашим занятиям, хочет участвовать, злится, что не может читать. Я всё объясняю, включаю её по возможности в наши занятия. Но в итоге младшая всегда расстроена. Как мне себя вести? Младшая очень сообразительная, знает цифры, фигуры, цвета, животных. Свободно пересказывает сказки, учит стихи.

На вопрос отвечает Монтессори-педагог и детский психолог Наталия Гончарова:

– Вы можете использовать несколько вариантов организации занятий с детьми разного возраста, хотя лучше совмещать их все по мере возможности.

  1. Подбирайте наиболее похожие виды деятельности для старшей и младшей.

Вы правильно делаете, что включаете младшую дочь во все занятия. Подбирайте похожие занятия: пока старшая пишет, младшая рисует. Обе дочки могут тренироваться в письме на манке или на доске мелом: старшая писать фразы, а младшая – буквы или фигуры. Старшая может учиться считать предметы, пока младшая эти же предметы сортирует по какому-либо признаку.

Это идеальный способ, но, к сожалению, как вы уже убедились, он действует не всегда. Младшие часто хотят заниматься тем же, чем и старшие, а не похожей деятельностью. А также ревнуют взрослого, подбадривающего старшего ребёнка в сложных занятиях.

  1. Подключайте старшую дочь к обучению младшей.

Другим вариантом занятий для детей разного возраста, который часто нравится обоим детям, является обучение младшего старшим. Обязательно проведите предварительную беседу о том, что старшей дочке уже 5 лет, поэтому она умеет больше, но и младшая обязательно всему научится. Потом предложите старшей потренироваться в чтении, читая младшей. Старшая может учить младшую буквам, рисуя их на манке или на доске. Старшая может пересказывать по памяти младшей прочитанный рассказ.

  1. Давайте выполнять общие задания.

Вы можете давать детям разного возраста задания, требующие совместного выполнения, таким образом превращая занятия в общение и игру. Одной из игр Монтессори для обучения чтению является следующая: ребёнок читает написанное слово и приносит обозначенный предмет. Или читает простое задание и выполняет его. Так старшая может читать задания, а младшая – выполнять их. Младшая может приносить картинки или предметы, а старшая – подписывать их. Старшая может записывать послания к родителям от младшей дочки и даже писать от неё письма под диктовку. Младшая может найти всех кукол, а старшая посчитать их и записать результат.

Ещё больше идей совместных занятий с детьми разного возраста вы найдётездесь.

  1. Установите отдельное время для занятий.

Прекрасно, когда дети делают всё вместе и помогают друг другу. Но есть некоторые занятия, которые нельзя совместить с двумя детьми разного возраста. Если вы помогаете старшей дочке в обучении чтению или счёту и должны быть в этот момент с ней, вам придётся выделить для этого особое время. Объясните младшей, что сейчас вы будете заниматься индивидуально со старшей, например, 15 минут. Таким образом вы продемонстрируете младшей дочке, что у каждого человека есть свои занятия, которым нельзя мешать. Предложите младшей много занятий на выбор в это время. Если младшая отказывается заниматься другими делами, поставьте стульчик недалеко от вас и скажите, что она может сидеть рядом, наблюдая, но не мешая занятиям старшей. Если вы будете настойчивы, младшая дочь постепенно научится уважать время занятий сестры (даже если сначала они будут занимать всего 5 минут). Не забудьте уделять время и младшей дочке, обязательно проговаривая, что сейчас её время занятий с мамой, а старшая должна заняться чем-то другим или наблюдать, не вмешиваясь.

  1. Организовывайте такие занятия, где дети разного возраста будут равны.

Обязательно занимайтесь не только прописями и чтением, но и творчеством, не сравнивая при этом детей, но поощряя различия в работах каждой из сестёр. Они могут вместе рисовать, делать простые коллажи, лепить из пластилина. Старайтесь при этом не усложнять работы, а пробовать разные техники их выполнения.

Автор: НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА

Источник: http://mchildren.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования