А что, если существует один-единственный алгоритм родительских действий в ответ на любое конфликтное поведение детей? Статей о том, что делать родителям с «чрезвычайными эмоциональными ситуациями» у детей, очень много. Мы часто читаем о том, как не допустить или успокоить истерику, как избежать борьбы перед укладыванием спать, во время приема пищи или выполнения домашних заданий. И часто усложняем себе жизнь, пытаясь найти индивидуальный подход к очень общей проблеме. Своим подходом делиться писатель и отец пятерых детей Энди Смитсон.
Конечно, ваши слова и действия могут быть вашими и только вашими, да и дети все разные, но в основе правильного родительского реагирования лежат всего четыре шага, позитивных, эффективных и направляющих наши отношения с ребенком в нужное русло. Многие родители во всем мире часто признаются, что их нервная реакция и крик случаются из-за того, что они не знают, что же делать дальше. Поэтому лучше подготовиться и придумать план действий заранее, что вы будете делать, когда ЧП снова случится.
Прежде всего — контролируйте себя
Уже само по себе знание, что у вас есть план, поможет вам контролировать собственное поведение. это первейшее задание в любом конфликте: осознавать ситуацию, управлять собственными мыслями, эмоциями и поступками. Когда ребенок огрызается, игнорирует ваше недовольство или вы его застали за нанесением непоправимого ущерба вашему телефону, безотносительно тяжести проступка и педагогической цели конфликта, ваше главное задание: не допускать автоматических реакций с вашей стороны. Это не всегда легко, но оно того стоит.
Искренне помогите ребенку справиться с его эмоциями
Искренняя эмпатия — это значит, что вы понимаете своего ребенка. Если вы не освоили первую нашу рекомендацию, то с этой справиться в состоянии сильного нервного возбуждения практически невозможно. Вы должны быть искренними, иначе ребенок обязательно уловит фальшь и ничего хорошего из этого не получится. Ваша эмпатия уберет остроту противостояния; «я против тебя» и установит новую перспективу: «мы против нашей проблемы».
Установите четкие границы, ограничения и определите последствия их нарушения
Конечно, на все нужна заготовка. Ведь проблемные ситуации повторяются не раз, не два и не три. Поэтому у вас есть время продумать, как установить эти границы и какие могут быть последствия их нарушения так, чтобы ваша позиция была позитивной, доброй, но твердой одновременно. Границы, пределы и последствия кажутся одним и тем же, но это не так. Границы — это то, что вы будете или не будете делать. Ограничения — это то, что вы будете или не будете позволять делать вашему ребенку, а последствия — это естественный или определенный извне результат, который будет иметь влияние на ребенка. Все эти принципы жизненно важны для здоровых отношений с ребенком, но главной их функцией является защита и вас, и ребенка, а не установление диктата.
Во время затишья — учите
Дети учатся лучше, когда у них все в порядке. А мы обычно учим их чему-то в форме нотации во время конфликта, когда они расстроены и не могут как следует усвоить информацию. Это нормальная реакция мозга на возбужденное состояние мозга. Особенно, если мы сразу принимаемся наказывать детей. Тогда все, что мы им в воспитательных целях сказали, пролетит мимо ушей. Поэтому неустанно учите детей вместе решать проблему, когда все хорошо и все счастливы. Так ваш ребенок научится быть конструктивным.
Источник: truparenting.net, http://womo.ua/