Люблю наблюдать за детьми, своими и чужими, прислушиваться к тому, что они говорят. И вот давно заметила такую тенденцию - современные дети не умеют просить. Просто не могут сформулировать и попросить что-то.
Элементарный пример. Ребенок находится в гостях, играет с детьми, и вдруг выдает: "Я хочу пить!" Кому он это говорит? Да чаще всего просто в пустоту, в пространство, ожидая немедленный отклик, т. е. появление стакана с водой. Я принципиально на такие выражения не обращаю внимания и жду, что будет дальше. Дальше обычно следует повторение фразы, уже обращенное ко мне лично. На что я отвечаю: "Здорово! И что?". :))) Здесь уже до некоторых доходит, и они формулируют просьбу налить воды. Некоторым приходится подсказывать: "Тебе нужна моя помощь? Хочешь меня о чем-то попросить?" Самое забавное, когда ребенок отвечает: "Да, я не знаю, где у вас стаканы" :)) Т.е. он вообще не понимает, что такое просьба. Приходится объяснять и раскладывать по полочкам - чем отличается просьба от констатации факта.
И вроде иногда аж смешно в таких ситуациях, а на самом деле грустно. На мой взгляд, это очень показательное поведения ребенка, оказавшегося в системе детоцентризма. Он привыкает, что все ему дается просто так, стоит намекнуть. Тут же заботливая мама/бабушка исполняет любой каприз, даже не дождавшись реального желания. А еще чаще ему напоминают через каждые полчаса, что он хочет пить/есть/в туалет... И речь ведь не идет о малышах, нет! Я говорю о детях школьного возраста - 6, 8, 10 лет...
Почему так важно уметь просить?
Мне кажется это очень важным! Не просто так я заостряю на этом моменте внимание и стараюсь проработать его даже с чужими детьми.
Во-первых, это формулирование своих желаний. Ребенок должен учиться понимать, чего он хочет, с таких простых потребностей и чувств, чтобы не вырасти инфантильным взрослым, ни к чему не стремящимся и ничего не желающим. А если исполнять все капризы и потребности малыша, не дожидаясь даже возникновения у него желания, именно такой результат и можно получить. Проблемы с пищевым поведением, столь популярные сегодня, вполне возможно вырастают тоже отсюда. "Попить? Покушать? Сладенького? Ну поешь хоть что-нибудь!" - носятся с ребенком, и он перестает ощущать чувства голода, жажды, насыщения...
Во-вторых, я верю в милость Вселенной и в то, что озвученные желания исполняются. И привыкать их озвучивать необходимо с детства.
В-третьих, я считаю, что ребенок, достаточно свободно овладевший речью, должен вливаться во взрослый мир общения, норм, традиций, правил. Я учу своих детей: "Если кого-то случайно обидел - извинись!", "Если не можешь сам с чем-то справиться - попроси помощи взрослых!", "Если хочешь что-то получить - попроси вежливо!" По-моему, это достаточно простые правила для восприятия даже маленьким ребенком, и именно с их помощью закладываются основные христианские добродетели.
Ну и в четвертых, мой личный "таракан", возможно - я не приемлю неуважения к взрослым со стороны детей, чужих ли, родных ли - любых. Хамское поведение я всегда пресекаю, равнодушное игнорирую. Мне непонятно, почему наглость и бестактность часто списывается на детскую непосредственность. Почему неуважительное общение взрослого человека не будет терпеться, а ребенку спустится с рук? Я не делаю разницы между взрослым и ребенком, который осознанно совершает поступки и строит фразы. Хотя нет, конечно, делаю. Ребенку я, конечно, объясню, как стоит сформулировать свою мысль, чтобы она звучала корректно, допустив, что он просто этого не знает.
Закончить хочется призывом: "Давайте воспитывать в детях лучшие качества - уважение, честь, достоинство! И давайте учить детей родному, такому могучему и богатому русскому языку! Кто, если не мы?"
Автор: Екатерина Миняева