Любовь Гурарий: «Детям необходимы полезные риски»

Как создать ребенку игровое пространство, чтобы он был счастлив, а родителям при этом не хотелось убежать из дома? В чем особенность современных детей, и как родители могут помочь им научиться играть и дружить? Об этом рассказала Любовь Гурарий, руководитель проектов Baldu kids и «Конструктор вселенная», а также мама четырех детей.

– Любовь, как получилось, что вы профессионально занялись детским досугом?

– До того как стать мамой, я много чем занималась: усыновлением, продажами, рекламой, промоутерством... А когда появились один за другим младшие дети, возникло много вопросов: что же теперь с ними делать? На российском рынке тогда было очень мало качественного семейного и детского контента. Так что я открывала для себя мир зарубежных пособий, анализировала запросы родителей и свой собственный опыт, генерировала идеи, тестировала их на окружающих и создавала новый продукт, который удовлетворял и радовал, а потом превратился в бизнес.

– Заметили ли вы какую-либо особенность у современного поколения детей?

– Современные дети поражают способностью работать с информацией, у них более развиты принимающие рецепторы, они легко учатся и без проблем управляются с носителями, будь то смартфон, планшет, пульт или компьютер. В то же время они менее свободно живут – очень высокий уровень загруженности, минимум городской автономии и в результате меньше игры и общения. Научиться дружить довольно сложно.

У нас в детстве были разные компании – дворовая, школьная, летняя… и много свободного времени. Мы сначала присматривались к людям, выбирали себе близких по духу и строили с ними отношения, которые потом развивали и углубляли. Так получалась дружба. Конечно, у всех случался и негативный опыт, но ведь он тоже важен: иначе как узнаешь, что люди бывают разные?

Сейчас у детей большинство контактов – одноразовые, и это совсем другая история… Ведь в дружбе, в долгосрочном общении мы находим и узнаем себя, постигаем мир. Когда я работаю с детьми, сразу вижу тех, кого летом отправляют в лагерь или на дачу, а также детей из многодетных семей. Они – самостоятельные, с более развитым эмоциональным интеллектом (способны понимать-принимать себя и гармонично социализироваться), сбалансированные и созидательные. Сюда же можно отнести детей, на которых родители не давят. А другим детям – их большинство – частенько остро не хватает внимания, им трудно общаться с ровесниками, хочется, чтобы педагог сосредоточился на них и только на них.

– Как родители могут помочь ребенку научиться дружить?

– Главное, самим не забывать, что успешный человек – это не только тот, кто владеет иностранным языком, «щелкает» задачки, развит культурно и физически, но и тот, кто умеет отдыхать, возобновлять силы, черпать вдохновение из общения и, конечно, выстраивать и поддерживать отношения. Разбирается в эмоциях и чувствах, умеет принимать себя и других.

© Фото: Ирина Кайдалина

Надо обязательно давать человеку время и возможность побыть собой, узнать себя. А как научиться дружить, если ты все время в дедлайне? Я бы советовала не перегружать детей, помогать им искать «своих людей» и учить их хорошо проводить время вместе, поддерживая долгосрочные связи. Можно приглашать гостей, гулять, ходить на выставки и в кино, болтать по телефону, делать сюрпризы... Это дополнительная нагрузка для родителей, но она приносит детям огромную пользу.

– Как отражается на детях то, что их не отпускают гулять одних?

– Сейчас у ребенка не так много городской автономии, а это на самом деле один из факторов, которые определяют для него комфортную городскую среду. Городская автономия – это когда ты сначала хозяин песочницы, потом – двора, потом исследуешь дорогу в школу и вот уже идешь сам, постепенно расширяя диапазон своих возможностей. Так город становится площадкой для игры и, как следствие, для развития. Многие современные родители, будучи детьми, во втором классе уже сами ходили пешком и ездили на общественном транспорте, сейчас редкий ребенок может похвастаться такой привилегией. Это, конечно, сказывается: ведь для развития ребенка важны так называемые полезные риски. Для этого нужно пестовать игровую среду, где дети учатся принимать решения самостоятельно и видеть последствия этих решений: так они понимают причинно-следственные связи. Это – ключ к антиинфантилизму, на который жалуются многие родители.

– Как обеспечить ребенку эти «полезные риски» в современных условиях?

– Сегодня супертренд – приключенческая площадка. Место, где ребенок призван самостоятельно выбирать, чем ему заняться, и проживать разного рода «приключения». Как правило, здесь есть строительная площадка, где дети сами мастерят себе игровое пространство в виде всевозможных убежищ. Кострище, у которого все собираются в определенное время. Мастерская, клетки с животными, сарай. Модерирует игру и регулирует конфликты playworker – если дословно – игромэн. Это не педагог или воспитатель, а скорее помощник. Так, в Берлине, почти в каждом районе, есть приключенческая площадка как альтернатива «продленки». Это такое подобие дачи в городской среде, которая живет по своим правилам, отвечает требованиям родителей к безопасности и, в то же время, дает огромный простор для свободной игры.

Мы несколько лет назад делали Pop Up приключенческую площадку «Стройка счастья». Крутейший экспериментальный формат получился – и детям, и родителям очень понравилось! Без сомнения, было бы очень полезно устроить такое в нашей стране. Однако, это сложный, некоммерческий процесс, в котором должно участвовать государство (так, в Европе приключенческие площадки находятся на балансе префектур).

© Фото: Ирина Кайдалина

– Как организовать для ребенка игровое пространство своими силами?

– Ребенок познает мир эмпирическим (опытным) путем. Создавайте дружественную приглашающую игровую среду, где ребенок чувствует себя свободно. Все необходимое для того, чтобы можно было выбрать занятие по душе и немедленно реализовать порыв, сейчас легко доступно. В идеале у ребенка в комнате должны быть возможности для разных игр. Игры условно делятся на подвиды: активная игра, творческая, сенсорная, ролевая и свободная.

– Не означает ли это, что о порядке можно забыть?

– Некоторых родителей игры откровенно раздражают, и это можно понять – бардак, грязь, испорченный интерьер и вещи… Между тем существует много способов сделать так, чтобы и ребенок мог играть, а родителям не хотелось убежать из дома. Есть лайфхаки, как обустроить творческую среду ребенка так, чтобы она не напрягала мам. Например, дать ребенку краски и пусть он обмажется ими и сделает все, что хочет, но – в ванной. Ототрете его потом, но зато он получит неоценимый опыт. Лучше выстроить правила игр так, как вам удобно, чем запрещать их.

Я убедилась, что удобно хранить вещи на стеллажах, в прозрачных банках, коробках, в чемоданах, корзинах. Но так, чтобы ребенок сам хорошо знал, что у него где лежит, и понимал свои игровые возможности. Это важно! Таким образом, если у человека возник порыв построить дом из подушек, одеял и стульев, то для этого есть пространство, а если – дом из шишек, пластилина или фольги, все это тоже «под рукой», и есть удобный «верстак», где всем этим можно заняться.

– Какие игры важны для развития маленьких детей?

– Огромное значение имеют сенсорные игры: нужно, чтобы в доступе ребенка были банки с разными «насыпухами». Марбел, кинетический песок, шишки, каштаны, желуди, «секретики»… Мы дома используем для материалов банки и коробки, а для игры – садовые жестяные тазы: в них попеременно «живут» то песок с ракушками, то вода с воронками и шлангом, то фасоль. Есть такое ноу-хау в эрготерапии: в бочку насыпают фасоль, ребенок туда залезает – и совершенно счастлив! Фасоль обладает текстурой, позволяющей снимать стресс через сенсорное расслабление. Попробуйте просто опустить руки в фасоль, и сами поймете, о чем я говорю. Мы на наших мероприятиях использовали фасоль как для релакса, так и в игровых целях: делали фасолевый водопровод с разными переходниками. Взрослым, кстати, тоже очень понравилось. В домашние условия такой водопровод, конечно, не вполне вписывается, но вполне можно позволить себе большой таз фасоли с крышкой. Парням здорово устроить хотя бы минимальную мастерскую.

– Что нужно для ролевых и свободных игр?

– Готовность родителей ее поддержать. Когда ребенок приходит к маме или к папе с игрушкой и говорит что-то вроде: «Ты играй за зайчика, а я буду за волка», надо понимать, что такое предложение – огромная честь. Это приглашение в волшебный мир, к прямому диалогу, который позволит вам обоим совершить приключение, узнать друг о друге и – главное – о себе что-то новое. В игре ребенок может примерить на себя разные роли, и ему ничего за это не будет. Он имеет право на ошибку, которая не травмирует, и возможность все переиграть.

Но, к сожалению, большинство родителей не готовы поддержать такое предложение, их реакция такова: «Так, вот тебе планшет, развлекайся!» И это – огромная ошибка. Игра с ребенком – это эмоциональный капитал семьи и отношений.

– Что такое свободная игра?

– Это когда ребенок сам выбирает, во что ему играть, и его не трогают. Свободная игра – эта та, которую ребенок сам придумал, по своим правилам провел, закончил по своему решению и получил опыт. Та самая искра, которую многие родители не пестуют, и очень зря. Если ребенок сидит с двумя игрушками и что-то с ними обсуждает, не влезайте – возможно, в этот момент рождается истина. Свободная игра – вершина творчества, лучший способ развития, терапии, роста.

© Фото: Ирина Кайдалина

– Как вдохновить ребенка на свободную игру?

– Показывайте разнообразие мира разными способами. Наблюдайте за тем, что ребенку интересно, подкидывайте дрова в огонь любознательности увлекательными примерами, ничего не навязывая. Это на самом деле огромный кайф – обогащать собственные знания с детской помощью.

Кроме того, важно следить, какую информацию ребенок потребляет, и как можно больше времени проводить в культурном контексте: может, он и не запомнит все картины с выставки, но что-то непременно отложится. Ведь можно привить безвкусицу – это очень легко, а можно научить делать выбор.

– А как устроить ребенку праздник, чтобы он его запомнил?

– Как минимум – задумайтесь об этом. Красота – это общий универсальный язык, он выводит всех на определенный настрой и объединяет. Придумайте единый стиль для угощения, приглашения, украсьте помещение.

Любое изменение пространства светом, музыкой, декорациями создаст новое восприятие и атмосферу праздника. Музыка, гирлянды, фонарики, мыльные пузыри, хлопушки – все, что хотите. Так, очень просто сделать костюмированную мастерскую, в интернете есть миллион примеров. Скажем, девочки надели склеенные из бумаги короны, и они уже – не просто девочки, а королевны. Детям это важно, а нам совсем несложно устроить сказку.

Здорово выбрать интересную ребенку тему и выстроить вокруг нее простую игру в два-три хода, нарастить на сюжет внешнюю атрибутику. Допустим: мальчик любит «Звездные войны». Придумываем сверхзадачу – например, ядро силы, которое спасет кого-то из друзей. Это ядро может быть, например вот таким тортом, который до часа X должен попасть в организм к Y количеству землян (по числу игроков или всех гостей), а чтобы добыть ядро, надо отправиться на другую планету.

Значит, нужен космолет. За две недели до праздника начинаете вместе с гостями собирать пластиковый мусор. Берем картон, коробки, фольгу, трубки утеплителя + ресайкл и сооружаем при помощи макетного ножа и клеевого пистолета машину-огонь. Мой совет родителям – не бойтесь творчества, у вас все получится. Я еще не встретила ни одного, кому это было не под силу. Дальше берем хлопушку конфетти (их надо несколько, чтобы обозначать точки игры, такие как, например, перемещение с планеты на планету). Также понадобится приятная на ощупь, красивая ткань, которая будет космосом. Дети обожают такие игры: накрываете их серебряной волной и... полетели!

Прибыли на планету, ищем ключи-подсказки. Здесь можно устроить сенсорный квест, это – беспроигрышный вариант. Берем коробки, вырезаем в них дырки, чтобы проходила только рука, кладем туда наполнитель (макароны, новогодний дождик, шарики, «лизун»), и какую-то вещь, которую надо нащупать и извлечь. Засунуть руку непонятно куда – это уже очень захватывающее приключение. Сложили пазл – кусочки карты, где холодильник с тортом обозначен. Получили следующие инструкции – нашли торт, слопали, спасли планету. Все счастливы! Станций может быть много, дети отлично сами все придумывают, от родителей нужно лишь немного энтузиазма.

У праздника должна быть завязка – когда взрослый озвучивает правила игры и вводит в нее. Потом, собственно, действие и кульминация. А в конце можно подвесить на ниточки маленькие подарки, завернутые в бумагу. Каждому ребенку по очереди завязывают глаза, раскручивают на небольшом расстоянии от призов, и он сам подходит и срезает себе подарочек. Дети такое обожают.

Любовь Гурарий с семьей © Фото: Ирина Кайдалина

Источник: https://deti.mail.ru



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования