«Нравится ли вам заниматься чем-то, не понимая смысла того, чем вы заняты?», - задавая этот вопрос родителям, я каждый раз слышу отрицательный ответ.
«Тогда на каком основании вы требуете от детей учиться тому, что для них лишено понятного для них смысла?» Этот вопрос в качестве реакции вызывает спор и возражения. Я выслушиваю мнения родителей, которые высказывают свою точку зрения на вопрос образования. «Что вы говорите своим детям, подчёркивая важность образования? Как вы отвечаете на вопрос детей: «Для чего мне учиться?»». Вариантов много: «Учится необходимо, чтобы стать специалистом в своём деле», «Необходимо учиться, чтобы в будущем обеспечивать себя и своих детей», «Чтобы реализовать свои таланты, надо учиться»… И так вплоть до: «Если не будешь учиться, будешь дворником».
«Как вы думаете, все эти доводы, которые приводят взрослые, понятны и близки ребёнку от 6 лет? И с какого возраста эти смыслы будут понятны детям и не будут вносить нотки тревоги в осмысление своей жизни?»
Смысл имеет только то, что полезно самому человеку и его близким. Так что же полезно ребёнку? Ребёнок эмоционально откликается на любое взаимодействие, которое удовлетворяет его базовые потребности в защите и заботе. У него до поры до времени ещё нет тяги к информации, но есть тяга к близким отношениям, окрашенным положительными эмоциями. Когда мы испытываем положительные эмоции? Когда потребности удовлетворяются. Удовлетворите потребность ребёнка в защите и заботе и его можно научить всему, что вы, как родитель, считаете важным.
Кроме того, если общение с ребёнком построено на сотрудничестве, а не на ограничении, замешанном на тотальном контроле, то ребёнок очень рано понимает суть заботы. Если вы проявляете заботу о нём, то он тоже стремится быть полезным. Лишая детей возможности быть полезными, родители способствуют развитию в детях ощущения бессмысленности существования.
Полезно задавать самому себе вопросы о сути своего существования, чтобы придать смысл собственной жизни. С детьми же следует это делать, помня, что никакие иные смыслы он не сможет постичь до тех пор, пока его базовые потребности не будут удовлетворены.
В наше время, когда постоянно растет число возможностей и соблазнов, проблема смысла только обостряется, хотя и недостаточно осознается даже взрослыми. Пройдёт немало времени, пока ребёнок самостоятельно поднимется до понимания общечеловеческих ценностей, которые наполнят его жизнь иными смыслами, раскрывающими суть потребности служить людям не ради одобрения и оценки, а ради радости быть полезным обществу. И эта задача останется недостижимой, если ещё в детстве человека лишить защиты и заботы.
Автор: Любовь Сгонник