По дороге из детского торгового центра моя дочка (4,5 года) встречает в автобусе подружку из детского сада и… кричит ей: «Вика!» Не то чтобы на весь автобус, конечно, но достаточно громко. Откровенно говоря, это меня раздражает и сердит. Мне это не нравится. Но… «Надо сдержаться!» — убеждаю я себя, ребенок не сделал ничего плохого. Она просто обрадовалась подруге. К тому же, она — просто ребенок.
Вика вскакивает с места, и только было она попыталась кинуться навстречу моей дочке, как… грозный дедушка одергивает ее: «Сядь! В автобусе нельзя скакать». Как он грубо ее осадил, подумала я. Я вот — хорошая, никогда так не делаю. Я совсем не хочу быть такой, как он. Зачем все время третировать ребенка? С другой стороны, я, вроде как, передаю ему, как старшему, ответственность за контроль и порядок. К тому же, кто сказал, что автобусе нельзя «скакать»?
Подруги все-таки встречаются. Вика все же срывается с «насиженного места». Девочки пытаются забраться на «перепонку» между сиденьями и устроиться поудобнее на жердочке. Там, конечно, довольно пыльно и грязно. Я понимаю, что дочка вылезет оттуда вся в пыли. Откровенно говоря, это меня раздражает и сердит. Мне это не нравится. Но… «Надо сдержаться!» — убеждаю я себя, ребенок не сделал ничего плохого. Она просто нашла укромный уголок. К тому же, она — просто ребенок.
Викин дедушка со мной явно не солидарен и одергивает девочку: «Сядь! В автобусе нельзя вставать с места!» Как он грубо ее осадил, подумала я. Я вот — хорошая, я никогда так не делаю. К тому же, кто сказал, что автобусе нельзя вставать с места?
Некоторое время, честно просидев на своих местах, девчонки все же встают и начинают крутиться вокруг поручней. Я, конечно, понимаю, что это чревато падением. Откровенно говоря, это меня раздражает и сердит. Мне это не нравится. Но… «Надо сдержаться!» — в который раз убеждаю я себя, ребенок не сделал ничего плохого. Во мне просто говорит моя тревога. К тому же, она — просто ребенок. Викин дедушка так не считает, он жестко берет девочку за руку и водружает ее на место. Как он грубо ее осадил, подумала я. Я вот — хорошая, я никогда так не делаю. К тому же, кто сказал, что автобусе нельзя крутиться вокруг поручней?
Надо заметить, что в отличие от меня, у Вики, судя по всему, дедовы действия не вызывают совершенно никакого протеста и она охотно каждый раз возвращается на место.
Наконец, мы прибываем в пункт назначения. Девочки выходят: «Мама! Мама! Я пойду с Викой на площадку!» — уверенно заявляет моя дочь. Конечно, мне не хочется идти на площадку. Откровенно говоря, это меня раздражает и сердит. Мне это не нравится. Но… «Надо сдержаться!» — убеждаю я себя, ребенок не сделал ничего плохого. Во мне просто говорит моя лень. К тому же, она — ребенок и просто хочет с подругой на площадку, думаю я, и нехотя плетусь на качели.
Когда все-таки настает долгожданный миг ухода домой, я убеждаю себя в том, что я — самая лучшая в мире мама. Но, если это так, почему же, как только мы пришли домой, я устроила дочке взбучку по первому же, самому незначительному поводу? Она долго и жалобно плакала. А Вика-то вовсе не плакала от дедовых замечаний.
Уж не потому ли я по-настоящему обидела дочку, что так долго сдерживала негатив, игнорировала желания и замалчивала свои эмоции? Так ли был не прав «плохой полицейский» дедушка и так ли была права я — якобы, «хороший полицейский»? Возможно, стоит сразу выражать свои чувства, чтобы потом не вылить их на кроху сполна, ведь так они могут по-настоящему «обжечь»?
Еще один важный вопрос: как ребенок, редко встречающийся со словом «нет», переносит его? Может ли он спокойно воспринять запрет, не обижаясь при этом до самой глубины души? Не воспринимает ли он отказ так, как будто отвергли его самого, всю его сущность? Психологи называют это «толерантность к фрустрации». Похоже, у моей дочки она довольно низкая… ведь я же — «хорошая мама»! Правда я знаю, что ей никак не уйти от запретов, которые готовит внешний мир, и к этому ребенка тоже нужно готовить. Кроме того, по мнению психологов, крохе для адекватного развития эмоциональной сферы важно встречаться с разными эмоциями — не только хорошими, но и условно негативными. Похоже, настало время хорошенько подумать над тем, чтобы быть честной со своими чувствами…
А вы как обходитесь с раздражением? Высказываете его ребенку или предпочитаете, как я, делать вид, что хорошей маме злиться нельзя?
Автор: Екатерина Хломова
Источник: http://www.minibanda.ru/