Когда я начал давать психологические консультации, для меня было полной неожиданностью, что более всего проблем возникает у людей именно во взаимоотношениях с детьми и родителями. Трудно себе представить, сколько зла могут принести своим детям любящие родители. Да-да, именно любящие, точнее те, кто убежден, что любит своего ребенка, хотя нередко любят себя и свою любовь к нему.
Книга «Родители как враги» построена в виде ответов на вопросы, которые мне задавали на консультациях и лекциях. Естественно, что я не настаиваю на том, что мои ответы единственно верные.
Мне бы хотелось, чтобы родители задумались над тем, как они воспитывают своих детей, чтобы воспитание было процессом осознанным, а не хаотичным, как, увы, нередко бывает…
Психофилософская педагогика исходит из того, что главная задача родителей: помочь ребенку открыть в самом себе свое призвание.
Почему это важно?
Человек – будь ему семь лет, пятнадцать, или тридцать пять – который знает, чем он хочет заниматься в жизни, принципиально отличается от того, кому это неведомо.
Этот вывод не требует особых доказательств, когда речь идет о взрослых: мы прекрасно знаем, чем отличаются увлеченные люди от тех, кто существует скучно, шагая на работу отбывать провинность.
Когда речь идет о детях, вывод этот еще более важен.
Если ребенку удалось разглядеть свое призвание, это помогает решить огромное количество самых разных проблем, начиная от проблемы самореализации и заканчивая практическими. В частности, такого ребенка не надо оттаскивать от компьютерных игр, у него просто на них нет времени.
Что значит: ребенок увлечен спортом, или, например, музыкой, или, предположим, решением задач?
Это означает: ему повезло, отыскать самое интересное для себя дело не свете. А коли так – зачем отвлекаться на другие.
Наша фундаментальная ошибка в воспитании заключается в том, что с самого рождения человека мы, родители, озабочены тем, чтобы ему такое дать, чтобы дитя наше выросло счастливым. Мы всерьез верим, что разумнее и сильнее Бога (или Природы, если кому больше нравится).
Мы крайне редко рассуждаем о том, что необходимо развить в ребенке то, что ему уже дал Господь.
На самом деле, мы довольно плохо представляем себе, как много уже заложено в этом маленьком, и, как нам часто кажется, – бессмысленном существе, которое мы приносим домой из роддома.
Для меня не просто поразительным, но очень символичным является открытие профессора Ноама Хомского из Массачусетского технологического института, который впервые заговорил о том, что дети рождаются с неким «устройством» овладения речью, условно говоря – «органом», ответственным за изучение языка.
Понимаете? Мы ведь не учим детей слушать или смотреть, понимая, что у них для этого есть уши и глаза. А говорить учим специально, разрабатывая для этого всякие разные методики.
Так вот, оказывается,
ребенок, помещенный в языковую среду, научится разговаривать сам, безо всяких специальных упражнений и методик.
Надо ли добавлять, что в языковую среду помещается практически любой человек? То есть
любой обязательно научится говорить, даже, если его не учить этому специально.
В этом открытии для меня заложен, если угодно – символ того, как надо учить ребенка:
не давить на него, не навязывать, а дать возможность развить то, что заложено природой.
Януш Корчак справедливо заметил: «Ребенок не почва, вспаханная наследственностью под посев жизни; мы можем лишь содействовать росту того, что дает буйные побеги еще до первого вздоха»[1].
Так же, как в человеке заложено некое «устройство» для овладения речью, ровно также в нем заложено призвание. Оно есть. Но оно закрыто как для ребенка, так и для его родителей.
Повторю: оно есть. Призвание не надо нести снаружи, его надо попробовать раскрыть изнутри.
Что же такое призвание?
Призвание – это желание что-либо делать.
Призвание = желанию.
В ребенка это призвание-желание заложено Богом. Наша задача состоит в том, чтобы его выявить.
Великий Песталоцци считал, что родители не просто могут, а должны помочь определить ребенку его призвание, когда их чаду – внимание!!! – пять-семь лет.
Что это за возраст? Это время, когда ребенок отходит от матери, понимает, что, кроме нее, существует еще огромный мир, и получает первые уроки социализации.
Увы, практика показывает, что родители чаще всего помогают ребенку не обрести призвание, а найти институт, и не в пять-семь лет, а в шестнадцать-семнадцать.
Более того, очень часто мы хотим, чтобы ребенок выбрал работу не по любви, а по расчету: чтобы это было такое дело, которое сможет его финансово обеспечить в будущем.
В этом я вижу определенный парадокс.
Мы все хотим, чтобы наш ребенок создал семью по любви. Однако, не имеем ничего против, если работу он найдет по расчету.
Мы забываем: выбор призвания – это не выбор дохода, но выбор счастливой (или несчастливой) жизни.
Почему?
Да потому, что человек, который занимается нелюбимым делом, не может быть счастлив.
Мы очень любим говорить о том, что с раннего детства, как правило, проявляется талант у художников, поэтов и прочих творцов, забывая при этом, что талант – желание делать что-либо – проявляется у людей абсолютно всех профессий, надо только его разглядеть.
Например, юный Джон Рокфеллер c детства вел тетрадку, в которую записывал все свои доходы и расходы, ему было интересно все, что связано в деньгами. А будущего великого инженера Никола Теслу родители хотели видеть только священником, долго не обращая внимания на то, что он разбирал и собирал вновь все, что можно разобрать и собрать, в нем рождался инженер.
Чаще всего ко мне за консультацией обращаются в связи с проблемами, связанными с детьми. Однако, второе место прочно занимают проблемы людей, которые заняты не любимым делом. Некоторые просто не понимают, как быть в ситуации, когда мучителен каждый день на работе. Другим не хватает смелости поменять престижную и хорошо оплачиваемую работу на любимую. Есть и такие, кто сам не может понять истинную причину своей хандры, и мы вместе приходим к пониманию, что человек изнурен нелюбимой работой. Возраст людей тридцать пять плюс. Среди тех, кто занимаются не любимым делом (даже, если оно приносит солидный доход) мне не довелось видеть ни одного не то, что счастливого, а просто не невротического человека.
Существует ли система, позволяющая открыть у ребенка его призвание, его талант?
Сегодня можно сказать, что такая система существует.
Я создал ее, опираясь на метод природосоответствия Иоганна Генриха Песталоцци.
«Как мне помочь ребенку обрести призвание?» – такой вопрос мне не раз задавали родители и на консультациях и на лекциях.
Последние несколько лет мой ответ – вот эти пять шагов. Многие из тех, кто задавал мне вопрос о призвании, приходят ко мне через какое-то время, что дало мне возможность убедиться: эта система работает.
ПЯТЬ ШАГОВ К НАХОЖДЕНИЮ ПРИЗВАНИЯ
- Понимание того, что в отношениях со своими отпрысками необходимо исходить из того, что ребенок – это человек со своим мировоззрением, душой, склонностями, опытом и так далее.
Это, как Вы, надеюсь, помните, вообще один из основных принципов психофилософской педагогики.
Почему это важно?
Потому что только при таком отношении к ребенку можно заметить, что заложено в него Богом, и перестать навязывать собственное «понимание прекрасного».
- Наблюдение за ребенком для того, чтобы выявить его желание; то есть, талант; то есть, призвание.
Это наблюдение неразрывно связано с любовью к ребенку, а именно: с умением ставить себя на его место.
И, разумеется, с тем, что Вы относитесь к нему, как к человеку: Вам интересно все то новое, своеобразное, что есть в Вашем ребенке.
Вы должны предлагать ребенку различные способы самореализации, ни в коем случае не давя на него, и наблюдать за тем, что ему больше нравится.
Сейчас есть огромное количество всяких кружков и секций, развивающих игр и прочего.
Дайте ребенку возможность попробовать себя в разном, ни в коем случае не давите на него, не заставляйте заниматься тем, что Вам кажется правильным и перспективным – просто наблюдайте.
Его интерес непременно проявится.
- Постановка перед ребенком более сложных творческих задач.
Ребенок – это человек, жадный до всяких жизненных открытий. Вся его жизнь – это череда открытий, к каждому из которых он, что называется, хочет приложить руку.
Как же разобраться: что является его призванием (то есть, подлинным желанием), а что – просто прихотью?
Для этого и необходимо ставить новые творческие задачи.
Если ребенок любит решать математические задачи – это будет решение таких задач, которые он никогда до этого не видел; если ребенок любит компьютеры – это будет сборка компьютера, который он раньше не собирал; если ребенок любит танцевать – обучение новому танцу; если ребенок любит футбол, – игра в команде более высокого уровня.
Призвание – это природная особенность человека, поэтому оно диктует свои законы.
Если маленькому человеку, действительно, нравится то, что он делает, то новые задачи – пусть даже через сложности, и подчас через временный отказ – все равно будут порождать в нем азарт.
Если человек обнаружил в себе призвание, оно не может уснуть, оно всяко будет его будоражить.
Если же это прихоть, то как только задачи станут более сложными, она растворится как лужа под солнцем.
- Объяснение и поддержка ребенка в том, что его призвание должно быть направлено на других людей.
Увы, дети часто этого не понимают. И ребенок запросто может заявить: «Мое призвание – играть на компе!»
А действительно, что плохого в том, что человек играет на компьютере?
В принципе, ничего. Однако, мир наш устроен так, что любой должен делать что-то, что необходимо другим.
Это закон существования мира. И если человек не будет думать о том, какую пользу его дело способно принести другим, – мир развалится. И потому, как бы далеко ни продвинулся ты в освоении компьютерных игр, сколько бы уровней сумасшедшей трудности ни прошел, – от этого ничья жизнь, кроме твоей собственной, не изменится.
Как быть?
Искать дело, которое будет приносить пользу кому-то, кроме тебя самого.
Например, придумать новую, неведомую доселе компьютерную игру.
- Понимание того, что ребенок имеет право на ошибку.
Поиски призвания могут приводить к тому, что ребенок обязательно будет отказываться от каких-то занятий, которые потребовали Ваших душевных, а, возможно, и материальных затрат.
Ваша задача не налетать на него с криком: «Опять новый кружок? Опять новая секция? Да на все это денег не напасаешься», а объяснять ему, что ошибка – это не крах, а позитивный результат: мы отказываемся от чего-то, дабы найти другое.
Главное: не опускать руки! Искать!
Надо очень хорошо понимать: поиски призвания – это дело, которым должны заниматься ребенок и родители вместе.
Разумеется, случается чудо, когда ребенок находит призвание быстро и самостоятельно. Но это именно чудо, которым можно восторгаться, но надеяться на него непродуктивно.
Очевидно, что помогать ребенку открыть свое призвание могут только родители, но никак не школа. Уже хотя бы потому, что никакой учитель просто не в состоянии любить всех детей и наблюдать за ними с любовью.
А без любви ни в каких наблюдениях толку не будет.
Согласитесь, что эти пять шагов не так сложны.
Они требуют Вашего родительского желания и терпения. Собственно, больше не требуют ничего.
Итак, отцу, задавшему вопрос, ответ мой следующий.
Конечно, Вы с сыном немного опоздали с выбором призвания. Однако, нет такого возраста, в котором было бы поздно делать те пять шагов, о которых Вы только что узнали.
Главное помнить: лучше пропустить год, может быть, даже пойти в армию, но ни в коем случае не благословлять ребенка на поступление в институт, который научит его заниматься нелюбимой, нежеланной, пусть даже престижной и хорошо оплачиваемой работой.
Надо очень хорошо помнить: если Ваш ребенок не нашел своего призвания, он двинулся прямым путем по дороге, которая ведет к несчастливой жизни, то есть, такому существованию, которое ни один родитель своему ребенку не пожелает.
Повторю еще раз, потому что это важно:
выбор призвания – это не выбор материального благополучия, но выбор счастья.
[1] Корчак Я. Как любить ребенка. – Екатеринбург: «У-Фактория» Екатеринбург, М.: «Астрель», 2009. Стр. 82.
Автор: Андрей Максимов (из книги "Родители как враги")
Источник: http://www.pravmir.ru/