Как научить ребенка дружить? Что значит в его жизни дружба? Как строить отношения с его друзьями? Чем детская дружба в разные периоды развития отличается от «взрослой»?
Детская дружба учит ребенка искусству сложного взаимодействия в обществе: умению постоять за себя, добиться справедливости, защитить близкого человека, объединить вокруг себя людей по интересам и идти к намеченной цели.
Однако умение дружить не заложено в человеке генетически. Это сложная наука, учиться которой каждому приходится на своих собственных ошибках. И лучше, если эти ошибки человек переживет в детстве при помощи и поддержке родителей, нежели в школьные подростковые годы в одиночестве, страдая из‑за каждого своего промаха или удара со стороны ровесников.
Кроме того, для развития любого навыка существует свой сензитивный, то есть благоприятный период, упустив который, мы рискуем навсегда остаться без соответствующего умения. И если достаточно общительный от природыребенок как‑нибудь сможет компенсировать упущенные годы тренировок, то стеснительному и замкнутому в себе человечку может оказаться не по силам наладить общение с ровесниками, и он так и останется «в стороне».
Уже в семь-восемь месяцев можно увидеть, как они с любопытством наблюдают друг за другом, тянутся к соседскому малышу, чтобы потрогать его, при этом возбужденно улыбаются в ответ понравившемуся приятелю или присоединяются к нему, если тот заплачет.
Около двух лет дети начинают испытывать интерес друг к другу. Этот интерес в большой степени инициируют сами родители, обращая внимание ребенка на играющих рядом сверстников. Играя в одной песочнице, дети находятся рядом, но не вместе, а их контакты непрочны и мимолетны.
Дошкольники обладают удивительной способностью быстро и легко завязывать отношения, они так же быстро мирятся, как и ссорятся. Могут моментально включиться в игру с незнакомым ребенком, провести с ним час-другой, строя куличики или вместе катаясь на горке, и забыть его через пять минут, уйдя с площадки.
По мере взросления ребенка его связь с родителями немного ослабевает, и социальная вселенная малыша начинает расширяться, впуская в себя его первых друзей. Не случайно родителей очень волнует, сможет ли ребенок с кем‑то подружиться, впервые придя в школу. Ведь для большинства взрослых способность легко находить друзей — признак психологического благополучия ребенка, его социальной компетентности. А также уверенность в том, что он не будет чувствовать себя растерянным и одиноким в незнакомой среде. Психологи утверждают, что «пики дружелюбия» приходятся на три, шесть лет и подростковый возраст, то есть время, когда ребенок на пороге детского сада или школы чувствует сильную тревогу и неуверенность или, отделяясь от родителей, ищет свой круг общения. Связанное с грядущими переменами ощущение обособленности и одиночества подводит ребенка к открытию, что если ты не один, ты более защищен.
Дружеские отношения могут облегчить ребенку его тайные переживания. Часто отношения со своими братом или сестрой подпорчены соперничеством, завистью и ссорами. С друзьями же нечего делить: дружба для ребенка — островок безоблачного счастья и покоя. Друг может помочь преодолеть трудности, связанные с рождением братика или сестрички. Часто бывает, что именно в такие моменты завязывается крепкая дружба, и для некоторых детей это настоящий спасательный круг.
Детям, как, впрочем, и многим взрослым, легче общаться вдвоем, чем в группе. Для ребенка велика значимость «лучшего друга» — того, кому можно полностью доверять, кто хранит секреты, разделяет твои интересы, кто самый сильный или самый веселый.
По большей части дети выбирают себе друзей своего пола. Так как есть существенные различия в общении и игре мальчиков и девочек. Девочки традиционно более сосредоточены на разговорах, они свободно проговаривают свои наблюдения и идеи в процессе игры. Общение мальчиков проходит скорее в действии, чем в беседах, а мальчишечий характер складывается в ситуациях соревнования. Мальчики часто сбиваются в «дружеские команды», чтобы вместе играть в футбол, гонять на велосипедах, а затем шумно обсуждать свои достижения. Общению же девочек свойственна камерность, атмосфера секретов и подчеркнутая обособленность.
Часто дети заводят отношения с более веселыми и активными сверстниками, с теми, кто дает им повод чувствовать радость, уверенность. Но следует научить малыша понимать, что это не может являться единственным компонентом дружбы. По мере взросления у ребенка выстраивается круг друзей по интересам, по совпадению увлечений. И такие отношения могут длиться достаточно долго. Но именно основа их построения (общность интересов) в определенный момент может стать причиной разрыва. Подростковая дружба необходима ребенку для обмена эмоциями, определения принадлежности к полу, социальной среде, ради ощущения духовного родства.
Как и взрослые, дети считают отношения действительно дружескими, когда они распространяются на все сферы их жизни. Они видятся на площадке, в школе, в совместной деятельности, приглашают друг друга в гости или на день рождения.
Но что делать, если…
…они поссорились
«Они мне сказали, что больше со мной не дружат!» Не считайте это пустяками! Ребенку сейчас очень нужны ваше искреннее участие и поддержка. Неприятие группы очень болезненно для ребенка, он еще не умеет отстаивать себя в подобных ситуациях и наверняка чувствует растерянность и подавленность. Прежде чем пытаться разобраться в случившемся, утешьте малыша и заверьте его в своей любви. Не стоит говорить ребенку, что он сам виноват в ссоре, иначе он почувствует себя «исключенным» и дома.
…они неразлучны
Постарайтесь понять, что именно вас волнует: похожи ли эти отношения на зависимость одного от другого или в вас заговорил родитель-собственник. Расспросите учительницу, существует ли сильное взаимное влияние и похожи ли отношения на эмоциональную зависимость. Если вы всерьез обеспокоены, постарайтесь корректно ограничить общение детей.
…горе разлуки
Переезжаете? Меняете квартиру? Ребенок теряет своих друзей, и для него это, конечно, катастрофа. Иногда дети бывают совершенно безутешны, и это может длиться многие месяцы. Не обесценивайте чувства ребенка, отделываясь штампами вроде «дети повсюду находят себе друзей». Предложите ему переписываться с другом или время от времени созваниваться. Иногда сердечные привязанности наших детей сохраняются вопреки переездам или каким‑то другим превратностям судьбы. Дружеские отношения могут быть и временные, например в лагере, на отдыхе. Хорошо бы помочь ребенку смягчить расставание, научить его поддерживать отношения на расстоянии, а главное, ценить те моменты, которые он провел с друзьями вместе. Постепенное иссякание этих отношений, как правило, закономерно, но менее травматично, чем резкий разрыв.
Нередко родители сталкиваются с проблемой, что с их детьми никто не хочет дружить. Ребенок каждый день приходит мрачный, чуть ли не со слезами. А родители уверены, что их ребенок хороший, отличник, высокого роста, хорошо одевается и у него прекрасный характер.
Как помочь ребенку?
Вместо сопротивления ситуации нужно понять, что и как можно изменить. Только когда мы «выучим урок», ситуация прекратит повторяться. А до этого, сколько ни меняй школы, везде будет происходить одно и то же.
Обсуждайте с ребенком его поведение и поведение других, постарайтесь через спокойные разговоры объективно понять, что в вашем ребенке вызывает такую реакцию одноклассников. Может быть, он совсем не умеет отстаивать свое мнение и его учат твердости? Или он ябедничает учительнице? Может, ребенок не умеет делиться, общаться или слишком заносчив? Может, он выделяется своим внешним видом? То, что кажется пустяком для нас, взрослых, очень важно для детей. Обратите внимание, как одеты другие дети. Это не значит, что ваше чадо должно копировать в одежде кого‑то. Однако и в детском коллективе есть свой «дресс-код». Пройдитесь с ребенком по магазинам детской одежды, пусть он сам выберет себе что‑то.
Еще одной возможной причиной того, что у вашего ребенка не получается найти друзей, может быть то, что он просто не может «подать себя». То есть не умеет выражать свои мысли и эмоции, стесняется. Другие дети просто не знают, что ваш сын или дочь много знает и умеет. Нередко талантливые, способные дети выглядят «серенькими мышками» только потому, что не могут поддержать разговор. Приглашайте одноклассников к себе домой, создавайте условия, где проявляются таланты и способности вашего ребенка.
Поняв, что в поведении ребенка нужно изменить, выделите качества личности, которые ему нужно развивать. И придумайте вместе, как это можно сделать. Например, если его обижают из‑за его заносчивости, нужно вырабатывать скромность. Пусть ребенок перестанет постоянно говорить о себе и своих достижениях и научится слушать и ценить других. Объяснив ребенку, что все сложности в жизни учат нас чему‑то, вы заложите прекрасную платформу для его дальнейшего личностного развития. Позже он сам научится извлекать уроки из трудностей и справляться с ними.
И вот еще что. Старайтесь не осуждать друзей малыша, даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор вашего ребенка, он имеет на это право. Подобный опыт тоже полезен. Он научит его отличать искренность от притворства, а доброту от подлости. Если вы правильно воспитываете сына или дочь, ваше позитивное влияние наверняка перевесит чашу весов. Постарайтесь организовывать встречи ребенка с другими ребятишками. Со временем он разберется, что к чему. А может, новый друг не так уж и плох, как кажется маме? Приглашайте его в гости, общайтесь с ним. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места.
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.