Как-то раз, прогуливаясь с детьми, разговорилась на улице с одним папой. С ним была девочка лет девяти. Узнав, что я – психолог, папа стал жаловаться – мол, девочка у него «с ленцой».
— А в чем это выражается? — Спрашиваю.
— Не любит школу. Читать тоже не любит. Спортом только начнет заниматься, а потом все бросает.
— А почему вы думаете, что это все от лени?
… Немая пауза.
— А от чего же еще?
…………….
Скорость, с которой мы интерпретируем, а потом навешиваем ярлык, не поддается никакому описанию. Сразу. Немедленно. Не задумываясь.
Мы очень быстро проскакиваем момент замечания некоего факта, и не описываем его.
Например, так:
— Я заметил, что ты начала заниматься фигурным катанием, и тебе даже нравилось, а потом бросила… И с плаванием было то же самое. Как думаешь (поделись), почему так получается?
Это уже отражение. Без обвинения, поучения, или обиды. В отражение не вложены эти чувства, а есть лишь заинтересованность и участие. И искреннее желание разобраться.
В отношениях взрослых людей происходит то же самое. Нам настолько непривычна инаковость, отдельность…
Нам привычно ожидать – как правильно, или как хочется. Потому мы не отражаем и не интересуемся.
………..
На последнем вебинаре обычная бытовая тема – кто во сколько ложится и встает, и как при этом эти двое мешают друг другу – вызвала большой отклик.
«Я просыпаюсь поздно – если устала накануне, и мне нужно выспаться, а он…. молчит, но я чувствую его раздражение. Он встает раньше и, похоже, ему не нравится то, что я долго отсыпаюсь. Я тоже злюсь, и чувствую себя виноватой, но разговоры об этом ни к чему не приводят».
А почему не приводят? Быть может, им не хватает простого отражения?
«Я вижу, что ты позже встаешь, а у меня большие планы на тебя (эту комнату, эту кровать и т.п.), и они рушатся, а меня это злит. Мне очень важно это прояснить»
Или:
«Мне кажется, что ты не доволен тем, что я поздно встаю, и меня это беспокоит. Кажется, нам нужно прояснить это, чтобы я могла чувствовать себя в безопасности»
К слову, это была моя интерпретация, выраженная словами «Быть может». Однако я готова отказаться от нее, если та сторона, которую я интерпретирую, внесет свои коррективы…
…. Мы так не общаемся.
Да, мы общаемся, игнорируя отдельность, инаковость, по-другому устроенность, веря лишь в свои интерпретации и проецируя свое.
Думая, что делимся чувствами, в действительности вкладываем в то, чем «делимся», послания из Жертвы, Спасателя и Тирана. То есть нападаем, поучаем, впадаем в обиды – не осознавая того.
………………..
— А вы готовы спросить ее – почему ей не нравится ходить в школу?
Папа девочки, с недоумением поглядывая на меня, все же растерянно спрашивает:
— А почему тебе не нравится школа?
Девочка, помолчав, отвечает:
— Мне нравятся некоторые уроки, где учителя помогают, или сами любят свой предмет и увлеченно его преподносят.
А есть учителя, которые отбывают повинность, не могут зажечь, и учебники написаны как будто не для детей… Тогда учиться не интересно.
— А какие это предметы? – снова спрашивает отец.
………………
Попрощавшись, папа и дочка уходят, продолжая свой диалог….
Автор: Вероника Хлебова
Источник: http://www.gestaltism.ru/