Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы. Многочисленные международные исследования неизменно показывают, что жители Дании являются одними из самых счастливых в мире. Так что очевидным кажется тот факт, что больше людей начинаются интересоваться тем, как построена датская система образования и как местные специалисты по детской психологии рекомендуют воспитывать детей. Сегодня мы решили перевести для вас несколько важных тезисов из книги «Датский стиль воспитания» (Джессика Александр, Ибен Сандал). Значительное внимание в ней уделено именно развитию у ребенка эмпатии – так что мы остановимся именно на этих моментах.
Что такое эмпатия?
Эмпатия — способность распознавать чужие эмоции или, проще говоря, умение «почувствовать себя в чужой шкуре». Современное общество – это общество индивидуалистов. «Быть первым», «стать лучшим», «выиграть в соревновании» — это привычные и понятные цели, которые можно приложить практически к любой сфере жизни. Иногда при этом теряется главное. Есть и другой подход.
Например, в датской школе умение играть в команде/создавать что-то вместе цениться не меньше, чем любая индивидуальная победа.
Как эмпатия связана с счастьем?
Современные исследования в области нейропсихологии показали, что зачастую человек переживает коллективные достижения намного более радостно и остро, чем индивидуальные победы.
Мы с рождения склонны к тому, чтобы строить социальные связи. Комфортные отношения с другими зачастую приносят намного больше счастья, чем, например, деньги. Эмпатия заложена в самой природе человека. И если родители будут с вниманием и сочувствием относится к людям вокруг, такая модель поведения легко передастся детям. Как и со всем остальным, с эмпатией лучше всего работает личный пример. При чем не разовая демонстрация, а постоянные отношения с другими.
Три способа научить ребенка сопереживанию
В основе развития эмпатии у ребенка – 3 принципа: правильный выбор лексики, понимание собственных эмоции и ещё – много-много историй.
Лексика и эмпатия
И снова напоминаем о том, что дети – это зеркало взрослых. И поэтому так важно следить за тем, что и когда мы говорим.
Как мы описываем других? Пытаемся понять или сразу даем оценку? Относимся с уважением или стыдим? Это то, что дети копируют в первую очередь. Если при детях вы навешиваете на других ярлыки: «Она – толстая», а «Он – самовлюбленный зануда» и так далее, вряд ли это станет лучшим способом научить ребенка сочувствию и уважению. Ситуация тем более усугубиться, если при своем ребенке вы будете плохо отзываться о его сверстниках.
Учитесь сами и учите детей тому, что всегда нужно сначала попытаться понять другого, поставить себя на его место, а только потом давать какую-то оценку его действиям либо ему самому. «Тебе кажется, что это девочка – такая грубая? Может, у неё просто не задался день. Может быть, когда мы увидим её ещё раз она, будет вести себя совсем по-другому». Помогайте ребенку понять и почувствовать, какие ситуации и какие эмоции могут стать за тем или иным поведением других людей. Это – ключевой момент в развитии эмпатии. И помните о том, что начинать нужно с себя и своей семьи: учитесь слушать, понимать и принимать эмоции – свои и своих детей.
Понимание собственных эмоций
Нельзя научиться понимать эмоции других людей без понимания собственных эмоций. Очень важно, чтобы дети умели это делать.
Часто родители говорят: «Не грусти – ты должен радоваться!» или «У тебя нет никаких причин злиться, не выдумывай» или «Ты же голоден, ешь. Я лучше знаю». Все это говорить крайне нежелательно, потому что ребенок сам знает, что он чувствует. И вместо того, чтобы заставлять его чувствовать то, что хотите вы (а это невозможно), стоит поговорить о том, почему ребенок испытывает те или иные чувства, научить его озвучивать их и понимать их причину.
Только в таком случае дети научаться доверять себе и своим чувствам, научаться делать тот или иной выбор в разных жизненных ситуациях. И помните: нет «хороших» и «плохих» эмоций. Все эмоции – важны. Без них невозможна полноценная личность.
Много историй
Много читайте детям – выбирайте самые разные истории, не всегда со счастливым концом. Обсуждение сложных противоречивых эмоций – один из ключей к развитию собственной эмпатии. Многие детские книжки, популярные в Дании, покажутся нам шокируюшими, но они раскрывают разные важные аспекты реальный жизни.
Вы же помните, что в оригинале Русалка не жида долго и счастливо, принц отвергнул ее, а она от тоски превратилась в пену? С точки зрения развития эмпатии сказка с таким концом будет куда более полезной – она можем стать отправной точкой для важной беседы.
Источник: http://it-mama.com.ua