Наш ребенок может стать именно таким, какими мы его себе воображаем. Окажемся ли мы этому рады? Не факт.
Пессимистические прогнозы любят сбываться
Если люди поверят, что банк Икс сегодня-завтра разорится, такое вполне может произойти – хотя бы потому, что вкладчики ринутся забирать оттуда все свои деньги. Если некто авторитетный сообщит, что из магазинов вот-вот исчезнут, например, креветки, то они действительно могут пропасть - потому что люди, поверив предсказанию, начнут срочно покупать дары моря в невиданных количествах.
Психологи прозвали такой феномен «самоисполняющимся пророчеством». Если кратко, то когда люди во что-то верят (часто безо всяких реальных оснований), такая вера сама создает себе подходящую реальность. Это касается отнюдь не только экономической, но и многих других сфер жизни.
Например, впечатлительный человек, прочитав статью об ужасных болезнях, начинает непрерывно думать, что его здоровье не в порядке. Беспокойство повышает уровень стресса, а стресс может и в самом деле ухудшить самочувствие. Подобные же пророчества приводят к импотенции: пессимистические прогнозы заметно влияют на соответствующие показатели.
К сожалению, то же самое сплошь и рядом происходит с детьми, которые слышат от взрослых пророчества о себе.
Все родители делают это
Мы часто мимоходом раздаем детям предсказания: «Чего от нее ждать в математике – девочки в математике не сильны»; «Он у нас всегда все теряет»; «Ничего у тебя не выйдет»; «Какая же ты плакса»; «Какой же ты недотепа»; «Из тебя вырастет настоящий бандит».
Увы, все эти казалось бы невинные замечания действительно могут повлиять на судьбу растущего человека. Для ребенка они – нечто вроде внушения о том, какой он человек на самом деле. Родительские мысли и опасения, даже если мы их не выражаем вслух, сильно влияют на развитие детей.
«Она у нас такая застенчивая», – ласково говорит мама о девочке, которая прячется за мамину ногу, вместо того чтобы поздороваться с незнакомым человеком. Добрая мама не знает, что косвенно учит свою дочь избегать общения с новыми людьми. Дочка понимает, что застенчивость – ее неизменная черта характера, с которой ничего не поделаешь, можно только продолжать играть эту роль. А лет через двадцать мама будет удивляться, почему ее красавица-дочка совершенно не пользуется успехом у мужчин.
Пусть сбудется все хорошее
Стоит внимательно прислушиваться к себе: что мы говорим своим детям, и в какие черты их характеров мы верим. Гораздо полезнее не «выпячивать» те черты, которые нам кажутся негативными, а снабдить ребенка позитивными пророчествами. Ребенок будет охотнее реализовывать свои таланты и развиваться, если поймет, что его ценят и в него верят.
Не надо считать «хорошие предсказания» особым психологическим трюком или родительской уловкой: это всего лишь выражение родительской любви, нужной каждому для нормального развития. А потому – не стоит перегибать палку с собственными предсказаниями. Сколько ни повторяй: «Ты у меня маленький гений», вряд ли из ребенка немедленно начнет расти второй Леонардо или Моцарт. Ребенок всегда получает от нас двойное сообщение: словесное и невербальное, и неизвестно, какое из них сильнее. А следовательно, мы должны, во-первых, сами верить в то, о чем говорим, и во-вторых, замечать то хорошее, что действительно есть.
Ценить то, что есть
Быть может, ваш ребенок очень медленно одевается и оставляет после себя полный разгром, но зато отлично умеет считать и крайне коммуникабелен. Подчеркните его сильные стороны – и это станет позитивным самоисполняющимся пророчеством. Что же касается тех умений, где он отстает от сверстников, не спешите называть их недостатками. Лучше тоже говорить о них в позитиве, ценить малейший прогресс, даже просто усилия. «Сегодня ты оделся гораздо быстрее. Ого, твои игрушки нашли свои места». И никогда не надо превращать это в пожизненный «диагноз», называть ребенка неуклюжим или неаккуратным.
Никогда не стоит хвалить ребенка за то, что он сегодня не сделал чего-то плохого. Это все равно поддерживает негативную идентичность, напоминает ему, что в обычном состоянии он ведет себя плохо. Не стоит говорить: «Какой ты молодец, что сегодня не обижал младшую сестренку». Лучше сказать: «Как ты ласково умеешь с ней играть. Это просто здорово!»
Откуда растет оптимизм
Хвалить ребенка только за его достижения или природные способности - этого мало. Каждому нужно знать, что он ценен вне зависимости от того, получается у него что-нибудь или нет. Если родители верят в своего ребенка, он обретает способность верить в себя и не бояться жизни. А чтобы такая вера была крепкой, родителям нужен оптимизм.
По большому счету, и пессимизм, и оптимизм – самоисполняющееся пророчество. Люди с позитивным отношением к жизни живут лучше и интереснее и большего достигают, хотя пессимисты могут считать их наивными мечтателями. Оптимизм – это умение смотреть на реальность под определенным ракурсом. Например, способность ожидать лучшего, а не худшего, способность видеть светлые стороны и забавный абсурд бытия. Это умение, которое можно (и нужно) развивать.
Оптимистический ребенок
Что дает ребенку родительский оптимизм? Вопрос элементарный: по меньшей мере, веру в себя, оптимистичное мировосприятие и способность создавать исполняющиеся пророчества для себя самого. А вот каким образом развить у ребенка реалистичный оптимизм, вопрос уже посложнее.
- Основное и необходимое условие для развития оптимизма у ребенка, как уже было сказано, это достаточно оптимистический родитель. Он станет образцом: его слова, его мысли вслух, его реакции на непредсказуемые неприятности, его настроение.
- Поразмыслите на тему: «Кто мой ребенок? Какой он – мой ребенок? Что ждет его в окружающем мире?». Если получается слишком мрачная картина – это повод ее исследовать. Может быть, вместе с психологом.
- Обратите внимание на то, сколько негативных замечаний в день вы делаете ребенку, а сколько позитивных. Если позитива на порядок меньше, это ваша проблема. Тогда стоит пересмотреть соотношение критики и похвалы.
- Празднуйте вместе с ребенком любой, самый маленький его успех. Без успеха он не сможет стать оптимистом. Даже малышу можно поручить что-нибудь простое, что он в состоянии выполнить. При этом праздновать – вовсе не означает откупорить шампанского бутылку и обменяться подарками. Лучше просто порадоваться вместе хотя бы минуту.
- Вообще, любое совместное переживание радости укрепляет оптимизм.
- В случае неудачи, исследуйте ее причины. Постарайтесь сформулировать, что можно сделать лучше. Тогда ребенок поймет, что переживать неудачи и быть неудачником – это две совершенно разные вещи. Задавайте вопросы, которые помогут смотреть на ситуацию реалистичнее. Скажем, если с ним не хотят играть друзья, спросите его, что он чувствует. А затем задайте вопрос, с какими еще ребятами он хотел бы играть. Это позволит ребенку не убегать от своих чувств, а одновременно посмотреть на ситуацию со стороны.
- Когда вы критикуете ребенка (а это неизбежная часть воспитания), говорите о его конкретном поведении, а не о характере. Не надо обобщать: «Ты драчун и непоседа», скажите о конкретном: «Ты толкнул Васю и не доделал уроки». Именно так стоит оценивать любое проблемное поведение ребенка даже мысленно.
- Наконец, всегда помогает юмор. Юмор демонстрирует оптимизм и одновременно заражает им ребенка. Дети любят, когда родители смеются и валяют дурака – в этот момент родители не читают нотации и позволяют ребенку побыть самим собой. Юмор дает возможность разрядиться накопленным обидам и недовольствам и смягчить конфликты.
Автор: Михаил Завалов
Источник: http://medportal.ru/