Как совместить обязательную школьную программу и свободу творчества?

Как совместить обязательную школьную программу и свободу творчества? 28.09.2016

Как совместить обязательную школьную программу и свободу творчества?


Свобода творчества


Детский ум пытлив и ненасытен. Но главное условие для этой пытливости и ненасытности – свобода. Посмотрите, как увлеченно и сосредоточенно ребенок занимается делом, которое он выбрал для себя сам: складывает пазл, рисует цветок, создает персонажа компьютерной игры, читает любимую книгу, мастерит из деревяшки кораблик…


А теперь посмотрите, как обычно ребенок делает (скорее, не делает) то, что «надо». «Потом, позже, не сейчас, не хочу, не буду, не пойду…»


Свобода творчества – это то, о чем я хочу поговорить с вами сегодня. Ибо именно свобода творчества во многом рождает Личность и счастливую судьбу.


Я предвижу ваши возгласы: «О какой свободе идет речь, если школьная программа обязательна и набор учебных дисциплин не подлежит обсуждению?» Я задавала себе этот же вопрос. И я тоже искала выход. Похоже, я его нашла. Да, он не всегда одобряем педагогами. Но этот выход, а точнее подход, наиболее органичное решение для моей дочери и наших с ней отношений. А это главное.


В чем состоит мой подход?


Если в общих чертах, то всё предельно просто.


Я очень лояльная мама. Я крайне редко запрещаю, никогда не наказываю, совсем не принуждаю, не очень много требую.


Это тот минимальный вклад, который может сделать каждый родитель в свои отношения с ребенком, если он мечтает создать условия для свободного творчества, самовыражения и самоопределения маленького (или не очень маленького) человечка.


Взамен принуждений и требований я жду, слушаю, смотрю.


Как мать, педагог и психолог-тренер я утверждаю: у каждого ребенка своя скорость познания. Один хватает новые знания почти на лету, порой без разбора, и усваивает информацию почти в полном объеме. Другой подходит к предмету и процессу познания избирательно, неторопливо и готов в любую минуту, если это новое покажется неинтересным, ненужным, неприятным, отказаться от погружения в тему. «Других», по моей неофициальной статистике, большинство. Отсюда часто заниженные оценки в дневнике, недовольные педагоги и расстроенные родители.


«Другие»


Моя дочь – тоже из «других». Я поняла это сразу, как только она начала осваивать детсадовскую, а затем и школьную обязательную программу.


Я не учила ее читать. Честное слово. Воспитатели же в детском саду очень искренне благодарили меня за то, как хорошо я научила ребенка чтению. На мое удивленное замечание: «Это не я! Это вы в саду ее научили!» – обе настойчиво отнекивались. Разгадка прозвучала из уст самой Сони, когда я спросила ее, кто же научил ее читать. Она бесхитростно, как умеют отвечать только маленькие дети, сказала: «Я сама. На доске в садике всегда висели какие-то карточки с буквами. Мне стало интересно, что это за буквы и почему они расположены в таком порядке. Я начала складывать их вместе. Получились слова».


И хотя книг у нее очень много, как у большинства современных детей, взахлеб она читает лишь энциклопедию про собак, серию журналов о жизни кошек и тома вроде «Эти великолепные животные», «Эти восхитительные птицы», «Всё о живой природе». Знает названия многих растений, все без исключения породы собак и правила ухода за новорожденными котятами. Грамматику русского языка и деление в столбик знает, по-моему, хуже:) Обязательную литературу читает без энтузиазма и при первом удобном случае спешит переключиться на описание особенностей гнездования ласточек. Английский изучает с удовольствием, потому что это язык детских сериалов, которые она смотрит в оригинале, и ее любимых песен, которые она часто слушает и поет. Другие иностранные языки пока старается обходить стороной…


Эти небольшие пояснения о познавательных интересах моего ребенка я привожу для того, чтобы проиллюстрировать очень важную мысль: ребенок с огромным удовольствием и максимальной самоотдачей будет изучать лишь то, что является его свободным выбором.


Школа – не свободный выбор. Математика, русский и иностранный языки, физика, химия, география и т.д. – не свободный выбор. Это обязательная программа в тех странах, где живем мы и наши дети.


Как совместить обязательную программу и свободу творчества?


Вариантов на самом деле не так много.


1. Можно давить, принуждать и требовать знания школьной (детсадовской) учебной программы. Можно наказывать за плохие отметки. Можно заставлять зубрить правила до помутнения детского рассудка. Можно лишить ребенка большинства радостей детства и юности, поставив на кон хорошую успеваемость. Так делают многие родители, которых я знаю. Это те мамы и папы, которые почему-то свято верят в то, что табель отличника и красный диплом сами по себе способны осчастливить их детей и их самих.


2. Можно отдать учебу полностью на откуп ребенку, действуя по принципу «дело твоё, решай сам». Родителей, которые поступают подобным образом, я знаю мало. Все они руководствуются идеей о естественном развитии и при случае говорят что-то типа того: «Мама ко мне в тетрадки никогда не заглядывала, но как-то же я выучился!» Действительно, некоторые дети обладают очень высоким уровнем осознанности и блестяще справляются с обязательной программой даже при полном отсутствии помощи и контроля извне. Но таких детей (опять же по моим наблюдениям) меньшинство.


3. Можно (как сделала я) выбрать третий вариант. Для этого сначала адекватно оцените ситуацию: есть мой ребенок, есть обязательная школьная программа, есть огромное желание подарить ребенку свободу творчества и самовыражения. Как быть? Здесь уже круг ответов сужается. Способов эффективно и экологично совместить одно с другим я пока знаю всего два. (Но наверняка их больше.)


Способ первый – действовать в своем круге влияния и позволить ребенку свободное творческое самовыражение дома. Школа школой, там свои правила, но дома – ваша территория. И здесь ребенок волен делать то, что он любит, что ему по-настоящему интересно, даже если эти интересы выходят далеко за рамки школьной программы и вам кажутся глупостями. Запомните: никто не имеет права запретить вашему ребенку дома заниматься любимыми делами!


(Правда, вы сами можете по какой-то причине не приветствовать и даже запрещать любимые занятия вашего ребенка. Если будет такой соблазн, подумайте о том, что если бы родители запрещали детям дома упражняться в любимых занятиях, мир так и не узнал бы Святослава Рихтера, Иегуди Менухина и многих других гениев искусства и науки. Вот вы, к примеру, запрещаете ребенку рисовать на стенах. А вдруг у вас родился второй Пикассо? Поэтому замените «нельзя» на «можно». Создайте такие условия, где можно. Например, прикрепите к одной стене комнаты большие листы ватмана или кусок новых обоев обратной стороной, чтобы ребенок мог беспрепятственно упражняться в своем творчестве.)


Способ второй – измените эмоциональный фон нелюбимых обязательных занятий. Например, ребенок не любит математику. Вы можете легко перевести решение задач и примеров из зоны скуки в зону радости. Как? Это уже вам подскажет фантазия. Если ребенок посещает детский сад или учится в начальной школе, сделайте из занятий игру. Подключайте кукол, мягкие игрушки, придумывайте для них разнообразные миссии, связанные со спасением планеты Математика и т.д. и т.п. Ищите интересные факты, рассказывайте ребенку о «скучном» предмете что-то интересное и необычное. Объясняйте, как знание этого предмета помогает лично вам в жизни. Я пробовала подобное не раз, и всегда оно работает на отлично. Да, придется вложиться в приготовление домашних заданий, хотя бы на первых порах, но вы ведь хотите по-настоящему увлечь ребенка? Применяя такой подход, позже вы можете заметить, что ребенок стал проявлять внимание к предмету, который ранее был ему мало интересен. Это значит, что в ребенке проснулась естественная глубинная мотивация к его изучению. Скорее всего, теперь ребенок будет заниматься им с радостью и без вашего участия. Потому что отныне это занятие стало его свободным выбором.


А если не сработает?


Вполне может быть, что ни один способ не сработает и ребенок так и не проявит естественного интереса к тому, что вы считаете важным. В этом случае можно сделать только одно: выдохнуть и принять выбор ребенка. У него есть на этот выбор право! В этом случае просто попросите ребенка выполнять требования школы настолько, насколько он способен. Дайте понять, что на большее в отношении нелюбимых школьных предметов вы претендовать не будете. Параллельно очень рекомендую присматриваться к сферам истинных интересов ребенка, чтобы не пропустить что-то действительно важное –то, что впоследствии скорее всего станет делом всей его жизни.


Удачи и терпения нам и нашим любимым ученикам!

Автор: Екатерина Алексеева

Источник: http://otnoshenyasrebenkom.com/


Теги: 

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru