С какой целью родители, увлёкшись идеей раннего развития детей, начинают обучать детей чтению, письму и математике чуть ли не с младенчества?
Мне видятся две причины этой спешки. Первая заключается в том, что родителям не хватает элементарных знаний о не готовности мозга ребёнка обрабатывать информацию на уровне понятий в столь юном возрасте. Вторая причина - в желании родителей компенсировать неуверенность в себе за счет демонстрации детьми исключительных способностей, которые и их делают в глазах окружающих успешными. Так или иначе, этим пользуются различного рода специалисты, которые, насаждая идеи раннего развития, по сути, делают на этом процветающий бизнес.
Когда ребёнок показывает результаты, которыми гордятся родители, он удовлетворяет свою базовую потребность в близости. Мама и папа, бабушки и дедушки и все прочие члены семьи, восхищаясь ребёнком, дают ему ласку, заботу, внимание. Поэтому дети довольно быстро осваивают навыки, потребность в которых ещё не сформирована, но подкреплена удовлетворением насущной потребности в любви. Если ребёнок ошибается или из желания играть отказывается выполнять требования родителей в освоении знаний, планка которых явно завышена, то он быстро уясняет, что одобрение будет получено только при исполнении определённых требований. А если он не оправдает ожидания родителей, то получит порицание, что приведёт к отсутствию тепла в отношениях.
Родители радуются успехам ребёнка, которых он достигает, чтобы получить близость. Но родители не замечают этого, как не замечают, что при этом страдает эмоциональная сфера ребёнка. Как это происходит? Дело в том, что радость мы испытываем, когда потребности удовлетворяются. Уступая взрослым, ребёнок «забывает» удовлетворить свою любознательность в игровой среде и в тех процессах, которые интересны ему. Он начинает получать радость от того, что радует других. Сценарий «Радуй меня» прочно входит в его жизнь. И потребность удовлетворять свои желания отпадает. Более того, исполнять свои желания опасно: мама, папа могут огорчиться. Запрет на желания становится нормой для такого человека. Сможет ли ребёнок, став родителем, позволить своему ребёнку смело реализовывать свои задачи, а не задачи мамы, папы?
Теша свои амбиции, родители навязывают малышу такой ритм жизни, что для игр у него не находится места. Лишая ребёнка свободного времени и возможности размышлять, родители получают «на выходе» довольно инфантильное существо, не способное не то, что бы осознать свои потребности и желания, а даже и представить, что они могут быть. Если ребёнок не научился постигать смысл явлений через прямое взаимодействие с миром в игре, он не способен выйти на уровень логического мышления и уяснить причинно-следственные связи этих явлений.
Но более всего урон наносится его эмоциональной сфере таким ранним заучиванием того, смысла чего он не понимает. Родители, которые сами ориентированы на социальный успех и конкуренцию, возводят в ранг сверх ценных задач, формируют в ребёнке неумение сотрудничать с людьми ради достижения общих целей. Ведь только в совместной игре дети постигают законы мирного решения конфликтов, развивая свой эмоциональный интеллект.
Вы не задумывались над тем, почему спустя время ребёнок забывает курс химии, например, даже если «знал» его на пятёрку?
Когда ребёнок чем-то увлечен, он ищет ответы на вопросы, которые гложат его, и находя их, дольше помнит. Вы замечали это? В первом случае у ребёнка была ориентация на оценку. Во втором - он шёл за интересом. И результат оказался различным. В первом случае он забыл саму информацию, но хорошо помнит, что знал её на пятёрку. Во втором случае он помнит то, что изучил и оценка для него играет второстепенную роль. А как было у вас?
Что вы сами больше цените, умение рассуждать и на основе размышлений выстраивать глубокое понимание вопроса или качественно и точно воспроизводить на высокую оценку то, что даже не является сферой вашего интереса?
От рождения, ребёнку даётся мозг, способный к интеллектуальному развитию. Это развитие запускается познавательным инстинктом. Ребёнок исследует мир, взаимодействуя с предметами. Через это взаимодействие познает качество предметов, явлений и процессов. Но, главное, он проникает в понимание не только физического мира, но и мира взаимоотношений. И помогают ему в этом эмоциональные зеркальные нейроны, которые генетически переданы человеческому существу на уровне инстинкта выживания («Бог в нейронах»: https://www.youtube.com/watch?v=BY9v5jOr4BY)
Удовлетворите потребность ребёнка в близости с вами, и он возьмёт от вас любые модели поведения. Если вы сами от природы любознательны и не растеряли этот бесценный багаж, то продемонстрируйте ребёнку, каким образом вы удовлетворяете свой познавательный инстинкт. Задавайте вслух вопросы самому себе, ведь если вы не произнесете вопрос, ребёнок не узнает, что задавать вопросы - нормально для любого взрослого, а не только прерогатива детей. Ребёнок стремиться стать взрослым и, видя ваше молчаливое взаимодействие с окружающем миром, свято верит в то, что вы знаете всё. И незнания начинает стыдиться, как только осознает свою потребность быть похожим на вас. Если вы, вдобавок на его вопросы, реагируете раздражённо, желая отвязаться от неуёмного детского любопытства, то на зеркальных нейронах ребёнок сочтёт своё «желание знать» опасным. А его «рептильный мозг» среагирует запретом на то, что угрожает выживанию.
Наблюдая за вами, ребёнок развивает эмоциональную сферу. Играя с тем, что ему мир предоставил в качестве исследовательского полигона, ребёнок развивает интеллектуальную сферу. Если эти сферы сбалансированы между собой, то ребёнок сам берет знания без опасения быть отвергнутым. Не стоит окружать ребёнка моделями мира. Стоит весь мир предоставить ему на исследование как есть, уча его правилам безопасной жизнедеятельности.
Математика, письмо и чтение легко попадают в поле зрения ребёнка, если вы делаете каждый раз акцент на том, что в современном мире невозможно выжить без навыков счёта и письма. Помните, что выживание - базовая потребность ребёнка. Вот на неё и обратите своё внимание. Не надо говорить с ребёнком на языке взрослых потребностей. Например, так: «Надо хорошо учиться, чтобы потом получить профессию с высокой зарплатой. Иначе ты не сможешь прокормить свою семью, сынок». С любым человеком стоит говорить на языке его потребностей, но особенно это касается детей.
А ещё не забывайте, что эмоциональная сфера влияет на формирование доминантных очагов на психике, которые либо вызывают отторжение к процессам, либо - особую любовь. Всё зависит от того, какие эмоции испытывал ребёнок делая то или иное. Если вы заставляли ребёнка из-под палки писать прописи, не учитывая его настроение, и дали этому процессу такие названия-якоря как «писать», «домашняя работа», «учиться», то неудивительно, что ребёнок сразу же сникает, как только слышит эти слова. Стягивая на себя отрицательные эмоции, доминантный очаг теперь является запускающим механизмом отторжения к учёбе. Так что, развитие эмоционального интеллекта в раннем детстве готовит ребёнка для развития когнитивных функций мозга: способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию.
Таким образом, раннее интеллектуальное развитие ребёнка ведет лишь к потере времени. Такое обучение не соответсвует естественным потребностям ребёнка, а потому сразу же забудется, как только вы прекратите «натаскивать» ребёнка. Но так как обучение велось, не исходя из желаний ребёнка, а на основании желаний родителя, то в ребёнке с большой вероятностью сформируется потребность в высокой оценке, а не потребность в интеллектуальной деятельности.
Автор: Любовь Сгонник
Источник: ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО